Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Supermoto-fun 2009Чтобы зимой не потерять старые навыки и приобрести новые, мы собрали компанию из трех человек и в конце февраля отправились на тренировку. Происходило это на крытом картодроме и называлось "зимний отжиг на супермотардах". Идея такого времяпровождения сама по себе неплохая — обещали научить слайдить в поворотах, но был и негативный момент — пришлось ехать из Цюриха в Мюнхен, так как найти что-то подобное поближе не получилось. Хотя чего там жаловаться, один из участников этого мероприятия вообще приехал из Чехии. Это доказывает, что в интернете разные форумы по интересам могут быть полезны, а не только убивают время, которое можно было потратить на что-то полезное. 

Участники регаты...

Катались двумя группами на Хондах FMX 650, двигатели которых, судя по всему, были слегка задушены, чтобы на прямике никто сильно не разогнался. Мотарды из этих мотоциклов получились не очень — сухой вес превышает вес некоторых спортбайков, подвески тоже не особо длинноходные. Но руль и посадка в целом позволяла начать осваивать тонкости езды на мотарде по узким поворотам картодрома. Чтобы мы были похожи на настоящих мотардистов, нам выдали кроссовые сапоги с тефлоновыми набойками на каблуках и подошвах.

Для начала нас выпустили на разминку, чтобы после зимней спячки была возможность вспомнить, как мотоцикл ездит. Сначала я как-то волновался, что буду путать прямой и обратный порядок переключения передач, но такой проблемы не возникло — я вообще не мог подсунуть под рычаг переключения передач сапог 45 размера во время движения. Вторая проблема — тефлоновые набойки. Когда я езжу по улицам, то во время "нелетной" погоды периодически ставлю сапог на асфальт, чтобы приблизительно оценить сцепление покрышек с дорогой. Сапоги с тефлоном сообщали, что мотоцикл едет как минимум по льду. Третья проблема заключалась в том, что вследствие неправильной посадки, в повороте внутренняя нога никак не хотела становиться всей подошвой сапога на асфальт. Это нужно для переноса части веса на эту ногу, чтобы получился так называемый треугольник "нога — переднее колесо — заднее колесо". Нога ставилась на пятку, на ребро подошвы сапога, но никак не так как нужно. После того, как в небольшом наклоне мне удалось сорвать заднее колесо в прокрут, мне показали черный флаг и объяснили, что лучше ездить на второй передаче. Во втором заезде я как-то огорчился, что возникло столько сложностей, и поехал как на обычном дорожном мотоцикле, не обращая внимания на правильную технику езды в условиях тесных поворотов картодрома. В результате достиг экстремального угла наклона в 90 градусов, проще говоря — разложился, перетормозил в наклоне. Происходило это приблизительно вот так.

 

 

Едва теплая покрышка держит на прорезиненном асфальте отлично. Но заканчивается держак очень резко. 🙂 По правилам падение стоило 20 EUR и прекращениет текущего заезда. Интересно, что все русскоговорящие участники данного мероприятия щедро пополнили "кассу падений" втечение дня. 🙂 После этого нас начали учить ездить…

Теория простая: для того, чтобы не опасаться скольжения заднего колеса, нужно иметь возможность крепко стоять на ноге, которая выставляется в сторону поворота. Это не значит, что эту ногу нужно всегда нагружать, но при необходимости нужно сделать это быстро и четко. Таким образом можно спасти даже переднее колесо, правда для этого прийдется чуть сильнее напрячься. Скольжение заднего колеса на входе в поворот вызывается понижением на пару передач вниз или задним тормозом. Важно, чтобы заднее колесо не заблокировалось полностью, а продолжало вращаться, но медленнее, чем переднее. При минимальной разнице в скорости вращения будет возможность ехать в затяжном контролируемом скольжении. В условиях картодрома с понижением передач у всех нас вышел облом — скорости явно не хватало и переключаться было очень неудобно. Задний тормоз на прокатных мотоциклах был тоже какой-то слишком резкий, видимо его настраивали так, чтобы применять, не сильно сбрасывая газ. Оставался еще один способ — срыв заднего колеса в прокрут газом. Но чтобы все это было контролируемо и получалось действительно сужать траекторию в повороте, пришлось следующие пару сессий поработать над посадкой. А народ в это время начал потихоньку ускоряться.

Дальше была теоретическая лекция о том, как правильно выбирать траекторию, как грамотно проходить связки поворотов и тому подобное. Все вместе ходили с инструктором по картодрому и впитывали мудрость о разных траекториях и о том, как их сузить при помощи скольжения заднего колеса. Закрепили пройденный материал еще несколькими заездами и отправились обедать, так как в этом картодроме еще и кормят. После обеда начались свободные заезды, никто уже ничего не рассказывал, и каждый ехал так, как хотел или как получалось. 🙂

Вот где-то так все происходило… Вебсайт организаторов http://www.supermoto-fun.de, остались одни положительные впечатления. Да и сам катродром совсем неплохой — после супермото тренировки мы обнаружили там картинги и пиво, которое запивали вискарем.

А теперь о грустном… Об ошибках… 🙂 Внутренняя нога!!!

Как видно на фотографиях выше, нога в таком положени никак не может служить надежной опорой, поэтому это неправильно. Чтобы посадка в повороте была правильной, нужно сдвинуться ближе к бензобаку и упереться подошвой сапога во внешнюю подножку. Затем внутренняя нога ставится подошвой на асфальт, носком по направлению движения. Если наклоняться вместе с мотоциклом, то в хорошем угле наклона сделать это нереально. Поэтому в повороте мы как бы опускаем руль к колену внутренней ноги. Это позволяет телу оставаться в практически вертикальном положении относительно асфальта и формирует очень устойчивое состояние системы мотоцикл + мотоциклист. Высокие укротители мотардов столкнутся с проблемой — в повороте руль упирается в колено. Ничего страшного, нужно чуть-чуть отодвинуться назад в седле так, чтобы руль оставался немного впереди колена.

А вот скромно стоит в углу любитель чиркать подножками в повороте. 🙂 Дело это хорошее, но надо и совесть иметь. Honda FMX 650 совсем не тот мотоцикл, который можно удержать в сильном наклоне, когда у него начало скользить переднее колесо. Хотя во время уничтожения пивных запасов и раздавались крики о том, что в том повороте скользкий асфальт, но на самом деле причина в том, что на улице февраль месяц, в помещении температура воздуха лишь слегка выше температуры на улице. А колеса при средней скорости на круге около 30 км/ч разогреться не могут, разве что становятся слегка теплыми, да и то за счет торможений и дрифта. 

Вот такая получилась тренировка, теперь нужно закреплять полученные навыки. Потому что знать, как что-то делается правильно — это половина дела, нужна еще и практика.
 


Автор:
 

20 ответов в “Зимняя супермото тренировка”

  1. fanatic ответил:

    20 евро за падение и прекращение заезда о_О
    А как же тогда учиться?!
    И действительно, выбор фмх для такого картинга непонятен.. Хотя бы ДРЗ.. Или это по аналогии с печальными прокатными картами с 4т хондовскими движками и без КПП?
    Я надеялся что поинтереснее будет мероприятие, честно говоря.. 🙁 Брать деньги за падения — жлобство, отбивает всякий стимул учиться.. Ну или удачная бизнес-модель..

  2. Алексей ответил:

    А эти тефлоновые накладки на сапоги — так понимаю, что-то самодельное?

  3. fanatic ответил:

    Наверное.. бо проходить поворот с упором на ногу — это что-то новое.. Похоже тема с накладками работает только на таких покрытиях как у них, и там реально можно перенести вес на эту ногу и спасти моц даже при сильном выскальзывании колес.. На обычном асфальте мы просто держим ногу на весу, впереди, чтобы если моц начал падать можно было сделать толчок ногой об асфальт, подняв моц назад. Ногу при этом отбрасывает назад.. и сапоги стачиваются.. 🙂 Мастерю вот титановые накладки сейчас..

  4. Алексей ответил:

    [quote comment=»2576″]20 евро за падение и прекращение заезда о_О
    А как же тогда учиться?![/quote]
    Совсем сурово учиться на прокатных мотоциклах не получается 🙁

    [quote comment=»2576″]И действительно, выбор фмх для такого картинга непонятен.. Хотя бы ДРЗ.. Или это по аналогии с печальными прокатными картами с 4т хондовскими движками и без КПП?[/quote]
    Тяжело в ученье — легко в бою. 🙂 Насчет мотора вопросов нет, там особая мощность и не нужна. Но вот вес мотоцикла мог бы быть и легче. С другой стороны, если сильно не наклонять, а срывать заднее колесо газом, то все получается вполне нормально и безопасно.

    [quote comment=»2576″]Я надеялся что поинтереснее будет мероприятие, честно говоря.. 🙁 Брать деньги за падения — жлобство, отбивает всякий стимул учиться.. Ну или удачная бизнес-модель..[/quote]
    Альтернатива этому есть — можно платить только, если мотоцикл получил повреждения, тогда нужно оплатить страховую франчизу. Это вроде бы около 750 евро. В принципе повреждения мотоцикл не получает, потому что весь покрыт пластиковыми слайдерами, чтобы не царапать асфальт картодрома, но еще остается вероятность влетания в стену. 🙂

  5. Алексей ответил:

    [quote comment=»2577″]А эти тефлоновые накладки на сапоги — так понимаю, что-то самодельное?[/quote]
    Да, вроде бы просто прикленные тефлоновые пластины. К сожалению, сапоги не фотографировал. 🙂

  6. Алексей ответил:

    [quote comment=»2578″]Наверное.. бо проходить поворот с упором на ногу — это что-то новое.. [/quote]
    Нет, в каждом повороте упираться не нужно. Нужно просто быть готовым упереться. Ехать, стоя на ноге, получится только на относительно небольшой скорости, ну и пока подошва не сотрется. 🙂

    [quote comment=»2578″]На обычном асфальте мы просто держим ногу на весу, впереди, чтобы если моц начал падать можно было сделать толчок ногой об асфальт, подняв моц назад. Ногу при этом отбрасывает назад.. и сапоги стачиваются.. 🙂 Мастерю вот титановые накладки сейчас..[/quote]
    С металлическими накладками тоже будет нормально. Я так думаю… Заказал такие в люисе, надо будет проверить. 🙂

  7. бмв клаббер ответил:

    здоровская у вас тренировка получилась, спасибо, было интересно почитать

  8. ra ответил:

    Да, было весело. Однако видео — с первой половины тренировки и все реально ездили очень медленно, осваивались. Мне понравилось супермото больше чем я думал.

  9. Алексей ответил:

    Если еще учесть, что мы ездили на неправильных тяжелых супермото, то они могут тебе понравиться еще больше. 🙂 Жалко, что батарейка в камере умерла, а ту, что на шлеме я после падения криво прикрепил, она смотрела практически в вниз.

  10. ra ответил:

    Да я вот теперь думаю — хватит ли для фана этой новой Ямахи 250-ки супермото, там 33 лс вроде всего, но и вес правильный — около 120 кг без бензина. Даже КТМ 690 весит 150 без бензина, правда там и дури 60 лс.

  11. Алексей ответил:

    Я в этом году новые WR попробую, посмотрим как там с балансом веса и мощности. Опять проблема выбора: легкий мотард будет впереди планеты всей на узких серпантинах с плохим асфальтом, а тот что мощнее поедет лучше на нормальном асфальте. Но в любом случае, разница в тяге мотора по сравнению со спортами настолько велика, что я бы о мощности вообще не задумывался, если брать мотард исключительно как мотоцикл для развлечения. Вот если на нем ездить куда-то, то проблема выбора становится еще острее. 🙂

  12. ra ответил:

    Ну я думаю исключительно как для развлечения или езды до города (5 км от меня) и по городу. Но у 250-ки и момента и соответственно и тяги будет немного. Будет ли весело..

    Хотя отзывы просто великолепные о ней, стантеры показывают что ездит и на переднем и на заднем прекрасно, резину на ходу палит без проблем, слайдит и все такое прочее 🙂

  13. fanatic ответил:

    250ки хватит для фана если вы весите 60 кило, или ездите не дальше локального стантерского паркинга.. Ну или если мотоцикл куплен на родительские деньги.. 🙂

    имхо, если приоритеты распределены как 80% трэк, 20% отжиг то нужно брать мотард на базе 450сс кроссача.
    Если 50/50 то вон хаска 510 или ктм 525 отличные претенденты. А если трэк из любопытства, а остальное время прогулки и отжиг по дорогам общего пользования (в рамках разумного, конечно) — то вон ктм 690 SMC, хаска 610я..

  14. ra ответил:

    Я бы сказал, что трек — 0%, за исключением крытых картодромов зимой, хватит с меня трековой Р1 😉 100% — езда по узким извилистым деревенским дорогам и по узким европейским городским брусчатым улицам перекрещенным травмайными путями. Цель — 100% фан 🙂

  15. ra ответил:

    Ах да, забыл добавить — за как можно меньше денег 🙂

  16. fanatic ответил:

    так на мотарде его стоимость отбивается на каждом падении.. 🙂 ТОбишь чем больше падаешь, тем быстрее он рентабилизируется 😀

    Вот на крытый картодром зимой можно и на 250ке, а для просторов типа деревенских дорог лучше всё-таки что-то кубатурное, с хорошим торможением мотором и уверенным разгоном с низов из поворота.. Слайдить без хорошего торможения мотором очень сложно, именно поэтому из чемпионатов по супермото и исчезли двухтактники, хотя вначале на них выступало большинство.. Хотя казалось бы, мощи хоть отбавляй, веса мизер, и надежность на уровне..

    Если денег совсем в обрез, то имеет смысл посмотреть на ДР650 после 97 года выпуска, уже переделанный в СМ и с нормальным тормозом-вилкой. Если поохотиться — то можно найти. Это в районе 2кЕ. Дальше по стоимости имеет смысл взять Хаски 610 после 99, незамученный экземпляр обойдется в 3. Еще дальше — XR650R.. Ну а если еще дороже — КТМ

  17. ra ответил:

    Спасибо, полезная инфа, у меня тоже было чувство, что как бы ни хвалили 250-ку, момента будет не хватать в ней. Денег особо нет, но и ломье покупать не охото. Глаз на ВР250Р упал потому, что меньше чем за пять евро — современный новый и очень модерновый мотоцикл с малым весом. Переделанные кросачи не интересны, так как гемора с частым сервисом мотора не хочется в принципе. Надо, чтобы просто валило и не доставляло проблем. Как спорт. Но это так, мысли вслух. Пока реальных планов покупать нету. Если только к концу сезона..

  18. Алексей ответил:

    Кстати, со своим мотардом день на этом картодроме стоит чуть ли не 25 евро на человека, если наберется группа (10 человек, что ли… не помню точно).

  19. Egor ответил:

    [quote comment=»2578″]Наверное.. бо проходить поворот с упором на ногу — это что-то новое.. Похоже тема с накладками работает только на таких покрытиях как у них, и там реально можно перенести вес на эту ногу и спасти моц даже при сильном выскальзывании колес.. [/quote]

    там не с упором, там для страховки, а с накладками ногу держать на весу не надо. некоторые перцы без накладок на ботинках просто держали ногу над самым асфальтом и толкались если что…

    хотя мне самому и накладки разок не помогли — когда неправильно толкаешься и держишь ногу, все остальное пофигу…

  20. sezer ответил:

    Алекс привет!

    Пришли мне опубликованные у тебя фотографии на почту, добавлю их в твой отчет о поездке, у нас на сайте ТА

    Спасибо

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.