Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

На более или менее современных мотоциклах применяются цепи с сальниками в звеньях. Эти цепи работают на износ дольше безсальниковых. Однако, кроме преимуществ существуют и недостатки: у сальниковых цепей больше потери на трение (иными словами звенья цепи вращаются с большим сопротивлением), сальники могут пострадать от перегрева или агрессивных моющих средств типа бензина.

Цель эксперимента — убедиться, что безсальниковая цепь вполне может быть использована, т.е. это как-то оправдано и экономически (с учетом ее цены), и технически (время жизни цепи будет меньше, но не будет исчисляться парой тысяч пробега).

Условия:

1. Тенера 660 с максимальным крутящим моментом 50..60 Нм. Не самый суровый растягиватель цепей, поэтому состояние цепи будет в основном зависеть от износа, а не от стиля езды.

2. Цепь DID 520 Standard 110 звеньев. Известный брэнд, чтобы исключить вопросы качества цепи.

3. Звезды JT 16/45. Качественные звездочки. Передаточное число больше стокового (впереди на 1 зуб больше), плюс количество зубьев — взаимно простые числа, что теоретически позитивно влияет на уменьшение износа цепи. Это происходит вот почему: если взять одно конкретное звено цепи и конкретный зуб на каждой из звездочек, то они будут соприкасаться минимальное количество раз по сравнению с другими вариантами.

Небольшое теоретическое занудство.

Чтобы было более понятно, при звездочках 15/45 три оборота вала двигателя четко соответвует одному обороту колеса. И, если на одно из звеньев попал песок, то износ будет в виде некоторого шаблона, при котором износ передней звездочки отобразится три раза на зубьях задней звездочки. Это объяснение наглядное, но неправильное в том плане, что не учитывает длину цепи. Была бы она, скажем, 90 звеньев — все было бы просто, так как один оборот цепи равен двум оборотам колеса или шести оборотам вала двигателя. Но при длине цепи в 110 звеньев для нахождения того, как часто одно и то же звено цепи соприкоснется с одними и теми же зубьями на обоих звездочках, нужно вспомнить школьную математику и найти НОК (наименьшее общее кратное).

15 = 3 * 5

16 = 2 * 2 * 2

45 = 3 * 3 * 5

110 = 2 * 5 * 11

Берем максимальную степень каждого простого делителя и получаем НОК для трех чисел

Сток 15/45х110 = 2 * (3 * 3) * 5 * 11 = 990, т.е. одни и те же железяки соприкоснутся один раз в 990/100 = 9 оборотов цепи.

Эксперимент 16/45х110 = (2 * 2 * 2) * (3 * 3) * 5 * 11 = 7920, что  дает повторяемость один раз в 72 оборота цепи.

В итоге, теоретически имеем в 72/9 = 8 раз более равномерный износ цепи. На практике же, эти теоретические преимущества могут наблюдаться, а могут и быть нивелированы тяжелыми условиями эксплуатации цепи. В любом случае, ожидать увеличения срока службы цепи в 8 раз только за счет подбора звезд, не нужно. Просто отслужившая свое цепь будет более равномерно растянута при условии, что неравномерное растяжение вызвани именно износом, а не тягой двигателя.

Первые наблюдения (непосредственно после установки).

По сравнению с O-Ring/X-Ring цепь сильнее шумит. Грубо говоря, особой разницы со спиленной старой сальниковой цепью на убитых звездочках, замечено не было. Но есть и позитивные моменты: цепь действительно лучше крутится из-за меньшей массы и меньшего сопротивления звеньев на изгиб. Это проявляется не как "появились 1000 лишних лошадиных сил на колесе", а в переходных режимах, когда нужно плавно дозировать газ. Мотоцикл явно начал лучше откликаться на поворот ручки газа на плюс/минус миллиметр.

Пробег 1000 км

Цепь периодически смазывается смазкой с содержанием тефлона. Всего смазывалась раза три-четыре. Смазка чаще, чем один раз в 500 км объясняется ездой под дождем. В целом цепь живая, но пришлось ее подтягивать 2 раза. Для сравнения, качественная сальниковая цепь возможно бы потребовала регулировки после первой 1000 км, никак не ранее.

Продолжение следует


Автор:
 

2 ответов в “Ресурсные испытания безсальниковой цепи DID 520 Standard”

  1. kickstarter.org ответил:

    да, что-то быстровато тянется.. Почему не приколхозишь автосмазчик? 🙂

  2. Алексей ответил:

    Без автосмазчика обычная цепь, скажем DID 520 VX, ходит 20к. Просто не вижу особого смысла и не хочу рисковать испачкать маслом заднюю покрышку.

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.