Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Регулировка клапанов процесс несложный, но проблема в том, что прийдется разобрать половину мотоцикла — снять бензобак, пластик и радиатор. Зато есть и положительный момент, который заключается в том, что клапана регулируются винтами, а не регулировочными шайбами. С одной стороны — это проще, так как не нужно заказывать эти шайбы, а с другой — по сервисному регламенту нужно проводить регулировку один раз в 6000 км и для регулировки потребуется специальный ключ. Впрочем, этот ключ легко изготовить самостоятельно или заменить его плоскогубцами, хотя в этом случае можно повредить регулировочные винты.

Итак, снимаем все детали, которые затрудняют доступ к крышкам клапанов. Читаем сервисное руководство, выясняем что для впускных клапанов зазор на холодном моторе должен составлять 0.10…0.15 мм, а для выпускных клапанов — 0.15…0.20 мм. Откручиваем с левой стороны пару крышек, которые закрывают отверстия контроля положения коленвала. Крутим мотор против часовой стрелки, пока не увидим метку "I", которая идет после метки "H".

Нам нужна "верхняя мертвая точка" такта компрессии, когда клапана полностью закрыты и на них не давит распределительный вал. Так как полный рабочий цикл четырехтактного двигателя происходит втечение 720 градусов или двух оборотов двигателя (это если по простому, по рабоче-крестьянски, чтобы даже мои критики с мото.ру это поняли), то возможна ситуация, когда метка будет выставлена правильно, но потребуется сделать еще один полный оборот двигателя, чтобы поймать правильное положение двигателя для регулировки клапанов. Такт комперссии можно узнать по характерному шипению сжимаемого воздуха или наблюдая за клапанами, открыв их крышки. Опять же, для самых любознательных читателей, особенно администрации мото.ру, я приведу прекрасную движущуюся картинку, которая должна по идее объяснить, почему мы ищем верхнюю мертвую точку такта компрессии. Хотя можно поверить мне и инструкции по сервисному обслуживанию на слово, но это ведь не вариант для интернетных "борцов с профанацией"? 🙂

Метка мертвой точки поршня

В случае с Yamaha XTZ 660 потребуется отрегулировать пять клапанов — два на выпуске и три на впуске. Крутить регулировку клапанов крайне неудобно, как впрочем и регулировать карбюратор — места мало, постоянно мешает то катушка зажигания, то трос газа. Так что рекомендую их тоже демонтировать — очень поможет при регулировке клапанов впуска.

Для чего мы регулируем зазоры клапанов? Дело в том, что мотор нагревается, материал клапанов расширяется и клапана чуть меняют свои размеры. Именно для компенсации этого и нужны "тепловые зазоры". С правильными зазорами прогретый двигатель открывает и закрывает клапана так, как это расчитано конструкторами мотора. Поэтому тепловые зазоры должны находиться в пределах, указанных в руководстве по сервисному обслуживанию. На следующей фотографии показаны эти зазоры, которые и предстоит регулировать — тепловой зазор на среднем клапане увеличен в демонстрационных целях.

Тепловые зазоры клапанов

Регулировка происходит так: берем щуп с номиналом максимального зазора (0.20 для выпуска, 0.15 для впуска), вставляем его в зазор между клапаном и толкателем. После чего закручиваем регулировочный винт до тех пор, пока он слегка не прижмет цуп так, что его можно будет вытащить с небольшим усилием. Затем держим регулировочный винт в этой позиции при помощи специнструмента, чтобы он не прокрутился, и затягиваем контрящую гайку. Вообще ее положено затягивать с моментом 14 Н/м, но в данном случае я затягивал гайку обычным гаечным ключем с приблизительным усилием — у меня нет рожкового динамометрического ключа.

Регулировка клапанов

После затяжки контрящих гаек берем щупы меньшего номинала (0.10 для впуска и 0.15 для выпуска) и проверяем зазоры. Если они помещаются в тепловые зазоры, а следующий по номиналу щуп уже нет, то все отрегулировано отлично, именно так, как говорится в инструкции — реальный зазор между указанным минимумом и максимумом. Аккуратно проворачиваем двигатель ключем на несколько оборотов, чтобы убедиться в том, что ничего не стучит, после чего можно приступать к прикручиванию на место всех демонтированных деталей мотоцикла. Для тех, кто не хочет ломать плоскогубцами регулировочные винты, привожу размеры специнструмента для регулировки клапанов. Шляпа регулировочного винта имеет квадратное сечение, со стороной 3 мм, замер размеров ключа показан на фотографии.

Ключ для регулировки клапанов

 

P.S. У нас сегодня день пиара мото.ру, ответная любезность так сказать. 🙂 Так вот, специально для администрации этого замечательного юмористического сайта, посвященного мотоциклам, сообщаю что при регулировке клапанов мотор будет крутить легче, если предварительно переключиться на нейтраль и выкрутить свечу. А не упоминается это в основном тексте потому, что я считаю своих читателей умными людьми, поэтому тут не будет инструкций для дебилов ни по теме ремонта, ни по теме особенностей руления мотоцикла, да и вообще по любой теме. Такова уж особенность этого сайта, когда о чем-то тут рассказывается, то делается попытка объяснить, почему именно так нужно делать. Нашел ошибку — скажи и обоснуй, буду только рад, если это поможет найти истину. Нужно ли объяснять, что мнение какого-то авторитетного человека в какой-то области может являться информацией к размышлению, но являться доказательством истины не может?. Как говорится — хочешь очернить материал, указывай к чему конкретно претензии, а не в стиле "да вы посмотрите на его аргументы…", повторяя этот абстрактный бред втечение двух недель. Не хватает на это мозгов — сиди и молчи. 🙂


Автор:
 

9 ответов в “Регулировка клапанов Yamaha XTZ 660”

  1. Авиатор ответил:

    От себя добавлю, что когда затягиваю контрящую гайку даю чуть прокрутиться основному (регулировочному) винту. Очень аккуратно проверяя постоянно свободу хода щупа. Когда просто затягиваем гайку, хотите того или нет, зазор увеличивается. Во всяком случае на Урале и БМВ так. Я полагаю, что контрящая гайка «утаскивает» на себя регулировочный винт.

    У меня на БМВ большая степень сжатия. Но мне удается на последней(6-ой) передаче прокрутить за заднее колесо мотор. Лучше конечно делать это с выкручеными свечами. Но не хотелось лишний раз их выкручивать.

    Еще по Уралу знал (на БМВ то же самое), что если один клапан (пусть впускной) начинает окрываться, то можно регулировать выпускной. Не обязательно искать четко верхнюю мертвую точку такта сжатия.

  2. kickstarter.org ответил:

    а автоматического декомпрессора на ней разве нет? (вопрос о выкручивании свечи для того чтобы колено крутить).

    Авиатор, аналогично, разве что в зависимости от мотора или чуть перекручиваю винт (вытягивается гайкой при затяжке) или чуть недокручиваю (чуть прокручивается вместе с гайкой при затяжке). Придерживать винты отверткой или шестигранником в торец ключа перестал, наловчился уже уход зазора при затяжке предсказывать..

  3. Алексей ответил:

    Когда просто затягиваем гайку, хотите того или нет, зазор увеличивается.

    Да, есть такой эффект, может и утащить, а может и довернуть. Там все настолько точно, что поворот регулировочного винта где-то градусов на 20 уже сильно влияет на степень зажатия щупа. Именно поэтому я затягивал контрящие гайки, не снимая ключа с регулировочных болтов. Т.е. по ходу дела нужно корректировать положение регулировочного винта или просто дать ему относительно сильно зажать цуп. В любом случае, после регулировки лучше проверить все зазоры еще раз.

    Но мне удается на последней(6-ой) передаче прокрутить за заднее колесо мотор.

    Это несомненно. 🙂 Да и гаечным ключем с длинной ручкой можно прокрутить без проблем — компрессия сильно зависит от оборотов, поэтому на скорости 1 оборот в минуту она заметна, но побороть ее можно.

    Еще по Уралу знал (на БМВ то же самое), что если один клапан (пусть впускной) начинает окрываться, то можно регулировать выпускной. Не обязательно искать четко верхнюю мертвую точку такта сжатия.

    Тоже верно, например для регулировки клапанов четырехцилиндрового рядника (типичный стоковый спортбайк) нужно замерить зазоры всего в двух положениях коленвала, при этом явно половина цилиндров будет не в ВМТ такта сжатия. Если говорить вообще абстрактно, то зазор регулировать нужно тогда, когда на клапан не давит кулачек распределительного вала. Регулировка по меткам — это просто для удобства. Ну, а ВМТ такта сжатия для одноцилиндрового мотора удобна тем, что можно одновременно отрегулировать и зазоры на впуске, и на выпуске.

  4. Алексей ответил:

    kickstarter.org, честно говоря, не интересовался. Но по идее без кика, а только с электростартером, декомпрессор не нужен. Я прав?

  5. kickstarter.org ответил:

    еще как нужен! Особенно если места мало, стартер слабенький и батарейка небольшая.. Сжимать таким поршнем смесь без декомпрессора — это-ж сколько ампер нужно.. На Ротаксе стоял, на хр-ках (без кика) стоял..

    Второй момент — на обратном ходе поршня сбрасывать давление, чтобы не разрушало привод стартера. На Хонде автоматический декомпрессор решал и эту задачу, про ротакс не помню. На минареллевском моныке (ямаха ХТ660 X/R) тоже автоматический декомпрессор..

    Если у тебя его нет, то наверняка одна из болячек мотоцикла — накрывающийся привод электростартера, starter clutch? 🙂 Но зато клапана регулировать проще и компрессию мерять, не нужно дезактивировать привод декомпрессора..

  6. Алексей ответил:

    Надо будет разобраться, потому что в эту тему я не вникал. С одной стороны быстрое гугление выдает, что действительно есть автоматический декомпрессор. С другой стороны процедура замера компрессии по мэнуалу выглядит так: прогреваем мотор, затем выкручиваем свечу, присоединяем измеритель компресии и крутим мотор стартером с полностью открытым дросселем. Никаких упоминаний про декомпрессор нет.

  7. kickstarter.org ответил:

    хм.. спросил гугля — пишут что мол в новой XT660z (на пресловутом минареллевском движке которая) — декомпрессор есть, в отличие от предыдущей (твоей).. Ну, это уже задачка на 2010 год.. 🙂

  8. Kurt ответил:

    Привет Алексей! Сможеш обяснить как регулировать карбюраторы на Тенере у меня такойже не пойму как синхронность регулировать иль опережение карбюраторов дуг друга сори за незнание чё там происходит не могу догнать!

  9. Алексей ответил:

    Kurt, привет! Как синхронизировать карбюраторы можно найти вот тут
    http://moto.swissblog.ru/inspektsiya-i-chistka-karbyuratora.html

    В принципе могу кинуть на форум отрывок из сервисного руководства насчет регулировки карбюраторов. Нужно?

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.