Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Периодически на мотоциклетных форумах появляются люди, которые слышат из вилки какие-то странные звуки. Некоторые случаи можно объяснить люфтом в перьях вилки, направляющих тормозных колодок или ослабевшими заклепками на передних тормозных дисках. Но некоторая часть таких случаев может быть объяснена только качеством работы людей, которые обслуживали проблемную вилку мотоцикла.

Для примера: по ходу замены рулевого подшипника сопутсвующих дел было много, поэтому вилка собиралась на уровне "лишь бы мотоцикл стоял на колесах". Это означает, что затяжка болтов крепления проводилась без соблюдения какой-либо последовательности, без использования динамометрического ключа, без использования измерительного инструмента и под пиво, без использования мозга. Естественно, когда понадобилось проверить, как в целом мотоцикл умеет ездить, из вилки начали раздаваться родные щелкающие звуки.

И не удивительно: именно так перекосило ось вилки. Поэтому под нагрузкой вилка выгибается и выдает звук кряхтящего металла.

Перекошенная вилка GSXR 1000

Разница небольшая, ось почти попадает в втулку, но для звуковых спецэффектов достаточная. Причиной появления такой красоты стали несколько бодрых оттормаживаний для проверки подвески, когда болты на траверсах были затянуты без динамометрического ключа (обычным ключем, с мыслью "лишь бы не порвать алюминий").

Кроме этого, если выставлять высоту перьев вилки на глаз, а не при помощи хотя бы примитивной линейки, то это тоже добавляет проблем. Сделать разницу в 1.5 мм можно очень легко. Пример, когда "суслика не видно, а он есть":

Даже если вверху все нормально, то это абсолютно не значит, что вилка собрана ровно. Возможно, верхняя траверса перекошена. Поэтому необходимо проверить и расстояние снизу. Нижнюю траверсу очень сложно перекосить и это не может не радовать. Измерения показывают, что перья вилки просто сдвинуты относительно друг друга, т.е. верхняя траверса параллельна нижней.

В общем, понятно от чего вилка стонет? Разбираем, везде проверяем, чистим, смазываем и приступаем к правильной сборке. Для этого потребуется штангельциркуль и динамометрический ключ. Накидные ключи для гаек рулевых подшипников — это по желанию, а сузуковский специнструмент для затяжки рулевого подшипника моментом 45 Нм — это вообще роскошь.

Значит, первым делом затягиваем рулевой подшипник на 45 Нм или около того (достаточно туго). После этого несколько раз вращаем траверсы вправо-влево. Это нужно для того, чтобы убедиться, что оправы подшипника нормально сели на место. Затем откручиваем подшипник так, чтобы он свободно вращался, но не люфтил. Обычно это 1/4..1/2 оборота назад для стокового шарикового подшипника. Для роликового придется крутить назад больше. В любом случае, к настойке затяжки подшипника нужно будет вернуться после полной сборки вилки. Поэтому в данный момент можно особо не мучаться с затяжкой рулевого подшипника — все равно в 99% случаев нужно будет переделывать.

Вставляем в траверсы перья, устанавливем их на одном уровне каким-либо образом: замеряем расстояния сверху или снизу  — это не принципиально. И затягивем нижнюю траверсу с рекомедованым моментом (23 Нм для GSXR 1000). Именно с таким моментом — не больше и не меньше. Затем выставляем верхнюю траверсу ровно и затягивем центральную гайку рулевой оси (90 Нм). Если перья и траверсы не кривые, то перекос верхней траверсы после затягивания центральной гайки практически невозможен. Измеряем, на сколько выступают перья из верхней траверсы, при необходимости изменяем эти размеры, ослабляя болты нижней траверсы и двигая перья вверх-вниз. Болты верхней траверсы затягиваются в последнюю очередь с тем же моментом 23 Нм.

После правильной сборки вилки должно все быть абсолютно ровно, без перекосов. Более того, ничего не должно смещаться, какую бы нагрузку не увидела вилка в процессе эксплуатации. Как-то так:

Сборка вилки GSXR 1000

После окончательной сборки вилки, когда на нее навешены тормозные суппорты, клипоны со всеми кабелями и тросами, но еще не прикручен рулевой демфер, цепляем веревку к трубе одного пера и пытаемся повернуть руль. Если усилие в пределах 200..500 грамм, то все отлично. Если нет, то снимаем верхнюю траверсу и регулируем затяжку рулевого подшипника. Устанавливем верхнюю траверсу. Повторяем, пока нужное усилие не будет достигнуто, после чего успокаиваемся — вилка собрана в полном соответствии с заветами японских конструкторов.

 

 


Автор:
 

2 ответов в “Разгильдяйство при сборке вилки и щелкающие звуки в движении”

  1. shamzor ответил:

    читаю и каждый раз офигеваю. очень круто!

    Когда опять на трек?

  2. Алексей ответил:

    Да чего тут крутого? Нужно просто аккуратно собирать по инструкции. 🙂
    На трек в следующем сезоне, как только младший сын чуть подрастет.

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.