Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Перед тем как рассказать как правильно свешиваться в повороте, неплохо бы понять зачем это нужно.

Ли Паркс. Полный контроль.Прежде всего, это необходимо для прохождения поворота на большей скорости, чем это возможно без свешивания, т.к. при этом центр тяжести перемещается вниз и в сторону. Таким образом для уравновешивания центростремительного ускорения требуется меньший наклон мотоцикла. Или, иными словами, при одинаковом угле наклона мотоцикла в повороте, скорость в повороте будет большей, чем без свешивания. Более подробно об этом можно прочитать в книге Ли Паркса "Полный контроль". Там подробно объясняется, какие силы действуют на мотоцикл в повороте и как свешивание помогает мотоциклу пройти поворот.

Ок, далее текст следует читать только тем, кто не сомневается в необходимости свешивания в поворотах. Получить эту уверенность можно начитавшись Паркса или просто поверив мне на слово. Мне конечно далеко до Валентино Росси, но я тоже немного умею ездить. В этом можно убедиться, щелкнув мышкой по ссылке Байкер-день на Фотосвисс.

Кроме уменьшения угла наклона мотоцикла, свешивание дает также улучшение маневренности в повороте. На большой скорости мотоцикл не страдает избыточной поворачиваемосьтю, поэтому основная проблема — удержать линию поворота. Грубо говоря, распрямить траекторию движения всегда легче, чем уменьшить радиус поворота. При переносе веса в сторону эта задача упрощается — мотоцикл послушнее реагирует на контрруление, когда требуется еще больше увеличить угол наклона. Также, выставленное в сторону колено, на скорости свыше 150 км/ч начинает работать как парус, что тоже помогает поворачивать в скоростных поворотах. Помимо этого и понтов вроде "я еду как на MotoGP", выставленное в сторону колено работает как ограничитель наклона мотоцикла. Даже при быстром контррулении мотоцикл прекращает наклон, когда слайдер ударится об асфальт. 

Как правильно свешиваться в повороте Теперь подробнее… Прежде всего, свешиваться нужно начинать до поворота, когда мотоцикл еще едет относительно вертикально. Любой перенос тела непосредственно в повороте — действие достаточно опасное. Помимо изменения центра тяжести, непосредственно при свешивании обычно руки на руле напряжены, что приводит к ошибкам руления. Единственное, что может быть оправдано в повороте — это "досвешивание", т.е. еще более низкое свешивание, когда нужно наклонить мотоцикл непосредственно в повороте еще сильнее. 

Насколько сильно нужно свешиваться? В теории, чем сильнее, тем лучше. Но на практике, при свешивании требуется, чтобы руки на руле были расслаблены, держаться за него нельзя. Т.е. при правильном свешивании можно в повороте левой рукой приветствовать встречных, показывать неприличные жесты или трогать асфальт (не рекомендуется — прийдется менять перчатки). Поэтому каждый, исходя из высоты седла и своего роста, должен найти на мотоцикле максимально возможное смещение, при котором на нем можно сидеть, не цепляясь за руль. Обычно это смещение в седле "на ползадницы", при этом колено упирается в бензобак, а внешняя нога давит на подножку. Замечу, что это не "перенос веса на внешнюю подножку", а просто напряжение мышц ноги, с целью покрепче зацепиться коленом за бензобак.

Итак, несемся по прямой… Тормозим… Приподнимаемся на подножках… Свешиваем задницу… Цепляемся коленом за бензобак… Выставляем колено… Наклоняем мотоцикл и проходим поворот… Вроде бы все просто, но не вполне правильно. Дело в том, чтобы минимизировать наклон мотоцикла в повороте, свесить только задницу — недостаточно. Смотрим на картинку…

Правильное свешивание в повороте. Объяснение.Угол наклона около 45 градусов, на самом деле немного больше, т.к. асфальт наклонен внутрь поворота. Резина умеренно дорожная, не для гоночного трэка: впереди ContiForce Max, сзади Michelin Pilot Sport. Зеленая линия показывает ось симметрии мотоцикла. В данном случае верхняя часть тела расположена довольно близко к этой линии, т.к. при съемке ставилась задача показать сильный наклон в повороте. Если тело будет смещено еще сильнее в сторону, то при прочерчивании слайдером по асфальту наклон мотоцикла будет меньше (возможный наклон показан желтым силуэтом). Более сильное смещение может быть достигнуто отодвиганием руля в сторону. Т.е. одна рука вытянута на полную длину, тело наклонено, шлем находится около рулевого клип-она с внутренней стороны поворота. Короче говоря, нужно тянуться головой к рукоятке руля. Такая гимнастика, однако, невозможна без устойчивой посадки в седле, которую следует тренировать в первую очередь, потому что руки на руле должны быть расслаблены. 

Что дает правильное свешивание? Теперь центр тяжести системы мотоцикл/мотоциклист находится еще ниже и еще более в стороне от оси вращения колес. Мотоцикл наклонен на меньший угол при той же скорости. А это означает, что теперь мы можем увеличить скорость, и соответственно, угол наклона до преждней величины. Мотоцикл то уже наклонялся на этот больший угол, и потери сцепления не наблюдалось. Теперь можно потихоньку убирать колено и задумываться над приобретением слайдеров не только на колени, но и на локоти. 🙂 Впрочем, творить такое на дорогах общего пользования не самая лучшая идея…

При наклоне мотоцикла на большие углы нужно также уделять внимание правильной позиции ног на подножках. Если с внешней подножкой все просто, там асфальт далеко, то с внутренней подножкой все не так просто. Нога не должна упираться в подножку пяткой или серединой стопы, иначе есть опасность как следует зацепить асфальт носком ноги. Насколько это больно без гоночных ботинок я рассказывать не буду, но даже с ними это довольно неприятно. Нога должна упираться во внутреннюю подножку носком, стопу можно ставить на железку-ограничитель около подножки. Есть и такой вариант, когда носок сапога давит перпендикулярно в самый край подножки, как это делаю я, но при этом частенько стачиваются слайдеры на сапогах.

Как начать чертить асфальт слайдерами?

  1. Послать нах тех, кто говорит что это очень просто.
  2. Потренировать свешивание на неподвижном мотоцикле.
  3. Всегда помнить, что руки на руле должны быть расслаблеными. За руль держаться нельзя.
  4. Помнить, что ручка газа в сильном наклоне опасна не только при открытии, но также и при закрытии. Газ должен быть ровный (небольшое ускорение) в апексе поворота, чтобы не происходило.
  5. Это страшно… Нужно внушить себе, что на ровном газу мотоцикл не упадет на угол меньший, чем это позволит выставленное колено.

Далее нужно найти относительно пустую дорогу, взять с собой вменяемых приятелей, которые будут смотреть на тренировку со стороны и указывать на ошибки, а не видеть в тренировке бесплатный цирк. На этой дороге нужно выбрать достаточно крутой поворот, который будет хорошо просматриваться, и тренироваться там. Цена ошибки при тренировке на крутом повороте меньше, т.к. падать прийдется на небольшой скорости. Идеально, чтобы поворот проходился "с коленкой" на скорости 70-100 км/ч.

Сама тренировка незатейлива до безобразия: проезжаем поворот на той скорости, на которой не страшно. Это позволит избежать ошибок, продиктованых паникой. Потом начинаем увеличивать скорость входа в поворот каждый раз на 5 км/ч, до тех пор, пока не станет страшно или не прочертим асфальт слайдером. Если страшно, то входить на этой скорости в поворот до тех пор, пока страх не уйдет, затем двигаться в сторону увеличения скорости дальше.

Если что-то неясно или хочется поспорить — добро пожаловать в комментарии. 🙂 


Автор:
 

19 ответов в “Правильное свешивание в поворотах”

  1. я лузер ответил:

    «свешивание дает также улучшение маневренности в повороте» — откуда такая уверенность? Точнее откуда взяться маневренности если тело висит сбоку?
    «На большой скорости мотоцикл не страдает избыточной поворачиваемосьтю» — а куда она пропадает? Если она конечно была.. От изменения скорости меняется развесовка мотоцикла, жесткость пружин?
    «поэтому основная проблема — удержать линию поворота.» — наверное всё-таки небыло оверстира 🙂
    «Грубо говоря, распрямить траекторию движения всегда легче, чем уменьшить радиус поворота.» — интересный вывод! Чувствуется запах жестокого андерстира или личных факторов.. Если есть куда доложить моц и есть увереность что резина это позволит — сложнее будет себя заставить распрямить траекторию и уехать в кювет!

    Непонятен смысл свешивания на дорогах общего пользования и дубовой резине, если только апгрейдом резины можно будет пройти этот поворот быстрее вообще не отрывая задницы от седла. Не говоря уже об аспектах безопасности. Представь, ввалился ты в поворот вот так свесившись, а тебе навтречу едет машина и ее наружу выдавливает слегка, на твою полосу. Черта два получится спрятаться назад в моц и уйти с ее траектории если будешь висеть так как на фотках. Если-бы сидел нормально — то можно успеть обрулить или по крайней мере голову убрать.

  2. и я лузер ответил:

    http://photo.swissblog.ru/wp-content/uploads/povorot1a.jpg
    на этом фото чётко видно, что автор ни разу не свешивается в повороте, зато «пафосно» оттопыривает колено, чтобы чертить слайдером.
    Нет, часть веса, конечно, перенесена внутрь, но левое колено явно делает херню. И сомневаюсь, что при такой посадке расслаблены руки…

  3. Алексей ответил:

    «откуда такая уверенность? Точнее откуда взяться маневренности если тело висит сбоку?» — центр тяжести ниже, меньше рычаг центростремительной силы, который измеряется от центра тяжести до пятна контакта колес. Из личного опыта — мотоцикл лучше слушается контрруления, когда нужно еще сильнее заложить в поворот.

    «От изменения скорости меняется развесовка мотоцикла, жесткость пружин?» — развесовка изменяется, но не от скорости, а от ускорения. Оптимальная развесовка для спортбайка приблизительно 40% веса на переднем колесе и 60% на заднем. И достигается это ускорением в повороте. Но лучше всего мотоцикл рулится, когда переднее колесо загружено, когда валишь с ускорением, то поворачиваемость уменьшается.

    «наверное всё-таки небыло оверстира» — никогда не было проблем, когда переднее колесо начинает скользить в апексе? 😉 После этого приходит понимание, что мотоцикл рулится не только контррулением, а также газом и переносом тела. Иными словами, не всегда возможно удержать мотоцикл рулением. Простой пример: открой после апекса как следует газ, при этом полностью компенсировать распрямление траектории рулением не получится.

    «интересный вывод! Чувствуется запах жестокого андерстира или личных факторов.» — Распрямить траекторию движения всегда легче, чем уменьшить радиус поворота…. Это факт из учебника физики 5 класса. Там был пример, когда камень крутят на веревке. Она обрывается и камень улетает по касательной. Соответственно мотоцикл в повороте тоже стремится вывалиться из поворота, ему при этом мешает гироскопический эффект колес и сцепление резины переднего колеса. Соответственно, при распрямлении траектории контррулением на переднее колесо приходится меньшая нагрузка. Попробуй опровергни. 🙂

    «Если есть куда доложить моц и есть увереность что резина это позволит — сложнее будет себя заставить распрямить траекторию и уехать в кювет!» — я бы согласился, но почему-то я знаю больше случаев вылета на встречную полосу из-за недостаточного угла наклона, чем уходов в лоусайд от наклона на критический угол, когда теряется переднее колесо.

    «Непонятен смысл свешивания на дорогах общего пользования и дубовой резине, если только апгрейдом резины можно будет пройти этот поворот быстрее» — спортивная резина на прямиках стачивается значительно сильнее, особенно на высоких скоростях. Кроме того, пройти поворот без свешивания быстрее, даже на спортивной резине, вряд ли получится. Разница в сцеплении с асфальтом дорожной и спортивной резины (я не говорю о гоночных сликах) не настолько велика, чтобы компенсировать разницу в технике вождения.

    «Представь, ввалился ты в поворот вот так свесившись, а тебе навтречу едет машина и ее наружу выдавливает слегка» — бывало. В этом-то все и дело, что свесившись, можно слегка толкнуть внутренний клип-он от себя и траектория тут же распрямится, причем еще бодрее, чем без свешивания. Свешивание помогает контррулению, т.к. центр тяжести ниже. А уклоняться от машины, меняя свою позицию на мотоцикле, совершенно неправильно. Потому что любой перенос тела во время руления приводит к нестабильности мотоцикла, именно поэтому свешиваются заранее, до руления в поворот. А в повороте отклоняться наружу опасно, т.к. с машиной можно разминуться, но дальше-то нужно продолжать поворачивать… 😉

  4. Алексей ответил:

    «можно слегка толкнуть внутренний клип-он от себя» — наружный конечно же. 🙂

  5. Света ответил:

    цитата лузера «на этом фото чётко видно, что автор ни разу не свешивается в повороте, зато “пафосно” оттопыривает колено, чтобы чертить слайдером.
    Нет, часть веса, конечно, перенесена внутрь, но левое колено явно делает херню. И сомневаюсь, что при такой посадке расслаблены руки…»

    :-)) ага, угадал, автор не свешивался, мы его аккуратно поставили с мотоциклом на бок на коленку и пошли фоткать.

  6. drak ответил:

    Хорошая публикация, но большее удовольствие получил от комментариев…
    Даже полезную статью написать и то, дело неблагодарное…
    :))

  7. Серега ответил:

    Статья СУПЕР! Побольше бы таких!
    Респект автору! 😉

  8. nmind ответил:

    Спасибо за информацию.

    Писать для русской публики — дело неблагодарное.

  9. Алексей ответил:

    Рад, что кому-то она оказалась полезной и поможет лучше и безопаснее управлять мотоциклом! Кстати, комментарии для того и нужны, чтобы можно было поспорить. 🙂

  10. Алексей ответил:

    Инфа полезная. Спа. Долго не мог понять как это — \»внешняя нога давит на подножку\». Теперь стало понятнее.

  11. Alex ответил:

    Статья неплохая, хотя лично я рассказывая о пользе свешивания коснулся бы еще и вопроса о ходах подвески и ее работе в поворотах с несвешенным пилотом.

    А вот фотографии — но комментс: полное учебное пособие о том как ездить не надо. Уверен, если бы пилот все таки слез с мотоцикла. а не сидел на нем как кол, выбирая последние миллиметры клиренса, то все мы увидели на фотографиях именно то о чем написано в статье. Кроме того , в приведенной автором книге Ли Паркса достаточно много написано о том куда надо смотреть в повороте. Вы наверно догадываетесь, что явно не под переднее колесо…

  12. Алексей ответил:

    Подвеске живется легче, это факт. Но это уже из области ответов на вопрос: «почему нужно свешиваться?».

    [quote post=»83″]В данном случае верхняя часть тела расположена довольно близко к этой линии, т.к. при съемке ставилась задача показать сильный наклон в повороте.[/quote]
    Это цитата из текста статьи. 😉 И взгляд в повороте вроде бы направлен на выход, надо же знать, куда ехать. 🙂

  13. автомотовелолыжи ответил:

    Спасибо за статью, вопросы-ответы. Очень интересно читать, когда обсуждение идет не по Ньютону, а от лавки к печке.
    -Балансировка телом (анти-свешивание верхней части корпуса) в сторону противоположную наклону мотоцикла, актуальна в рамках какой скорости на асфальте (если асфальт мокрый)? На поворотах какой крутизны и направленности (вверх,вниз) она применяется? Априори, резина стоит для шоссе.
    -Правильно ли я понимаю, что рельефный протектор в союзе с контр-балансировкой даст дополнительное сцепление в повороте или движении по мягкому грунту, и естественный радиус поворота колеса тоже будет меньше?
    П.С. Прошу закрыть глаза на домотканную терминологию. Не знаю как сказать, мотоциклетную грамоту и жаргон разумею плохо, приходится выдумывать слова. Надеюсь суть моего вопроса ясна.

  14. Алексей ответил:

    Это применяется на небольших скоростях, скажем до 30 км/ч. Но при желании можно так ехать и в повороте на 100 км/ч. Никакого дополнительного сцепления это не дает, наоборот мотоцикл наклонен сильнее — значит, пятно контакта колес меньше. Просто человеку более удобно балансировать, когда тело расположено более вертикально.

  15. Авиатор ответил:

    Во, я тут пару лет назад допустил глупость (ну с кем не бывает) забрав мотоцикл из сервиса не проверил давление в колесах. Так вот на одном крутом поворот мот уже вначале закладывания повело на снос. Признаюсь — испугался. Но заставил себя таки перестать рулить и свесится, и тут же продолжил руление. Реально мотоцикл перестало сносить. Давление в заднем колесе было значительно ниже нормы…

    И как-то был случай, шел с пассажиром. Вижу, а поворот, то блин крутоват для этой скорости, тормозить уже было поздно. И как это не будет казаться странным свешивание даже отдельно от пассажира, помогло решить задачку.

    Но все зависит от мотоцикла. К примеру вот на Урале свешиваться не получается. То есть как бы это работает (ну в самом деле не против же физики идти 😉 Но в повороте мотоцикл начинает как бы складываться вокруг рулевой колонки. Становиться совершенно не стабильным. Мои предположения, что вероятно трудно эффективно держаться за его бак и второе… геометрия рулевой у него не подходящая для таких фокусов покусов….

  16. автомотовелолыжи ответил:

    Авиатор, сейчас открою новую ветку «Расскажи швейцарскую байку» в форуме, будь любезен, скинь туду. Смысл ветки, конкретные живые истории, которые помогут получить удовольствие или улучшить безопасность.

  17. Авиатор ответил:

    автомотовелолыжи, я на форум не хожу…. Потому не вижу смысла скидывать. Если хотите это сделать, делайте, проблем не вижу 😉

    P.S. А что подразумевается под словом «байку», у меня так «боян» вы другого мнения? 😉

  18. автомотовелолыжи ответил:

    Байку = историю. Поделись опытом, другими словами 🙂
    У меня мотоцикл не спортивный, с высокой посадкой и маловат мне, но учусь ездить на нем. Поставил экстра жесткое сиденье и вперед. Если бы у меня был Урал, пришлось бы осваивать приемы катания на нем. Учился бы не складывать и за бак цепляться, как гекко:)

  19. Авиатор ответил:

    автомотовелолыжи, тогда нет вопросов 😉

    Оооо, Урал… (с такой нежностью в голосе), я на нем мнооого проехал. На самом деле он как и обычный мотоцикл подчиняется тем же законам, но 60-ых годов прошлого столетия. Вообще, когда пересел на более менее современный мотоцикл, разницы в приемах управления не заметил. Ну это как бритва, берешь советский бритвенный станок, и берешь современный Жилет, вроде то же самое… но как сказал мой приятель, после Жилета, советский станок похож на пыточный аппарат 😉

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.