Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Росси и его нога :-)

Из интервью с Валентино Росси перед гонкой в Ассене 2008 года

Вопрос: во время гонки мы всегда видим, вывешиваешь свою левую ногу, преимущественно в левых поворотах. Зачем?

Ответ: я не знаю… Когда я торможу глубоко в поворот… я не думая вывешиваю левую ногу в сторону. Но я не знаю почему. Серьезно! По моим ощущениям, это помогает тормозить лучше, но я не уверен, правда ли это… 

Как мы видим, Валентино Росси не спешит объяснять свои манипуляции с ногой широкой общественности. Попробуем разобраться, потому что понятно — многократный чемпион MotoGP не может что-то постоянно делать без веской причины.

Если покопаться в Интернете, то можно найти очень много версий: это и использование ноги в качестве средства сдвинуть центр тяжести, как это делают мотардисты и кроссовики; и обратный порядок переключения передач, который заставляет при понижении передач задвигать мысок ноги под педаль, рискуя зацепить асфальт сапогом в повороте. Но чтобы понять, что происходит, нужно это попробовать это на треке самому. 

Вообще, Росси не первый, кто болтает ногой перед поворотом. Многие гонщики разных классов, особенно те, что весят 60-70 кг, отрывают внутреннюю ногу от подножки при входе в поворот. Это помогает полностью разгрузить внутреннюю подножку, и заодно, немного легче завалить мотоцикл в поворот — при торможении гонщик автоматически съезжает ближе к бензобаку. Но тут явно не этот случай — Росси болтает ногой в воздухе только на глубоких торможениях и только левой.

А происходит буквально следующее. При торможении нужно отщелкивать передачи вниз. Для этого нужно сместить ногу на подножке вперед, чтобы достать носком сапога педаль переключения передач. При этом даже не важно, прямой порядок переключения передач или обратный — все равно ногу следует вернуть обратно, поставив ее мыском ноги на подножку, чтобы не чертить слайдером сапога по асфальту. Отодвинуть ногу обратно во время интенсивного торможения — это значит упереться в руль руками, а это плохо — снижается контроль над мотоциклом. Но ногу то нужно убрать, потому что мотоцикл начинает наклоняться. Вот и болтается она, выезжая вперед под действием тормозного ускорения. А как только торможение становится менее интенсивным — сразу же забрасывается обратно на подножку. 

Это было про левые повороты. А в правых поворотах такой проблемы нет. Там левая нога спокойно давит в подножку серединой стопы и никуда ее двигать не нужно. Внутреннюю правую ногу вполне можно поставить мыском на подножку заранее.


Автор:
 

7 ответов в “Почему Росси выставляет ногу в сторону перед поворотом?”

  1. Dude ответил:

    Больше интересует другое, как же он за мотоцикл держится при резком вытормаживани, болтая при этом ногой? Везде же пишут что надо сжимать ногами бак и напрягать спину, чтобы не виснуть на руле, но Росси явно не обжимает бак ногами 🙂

  2. fanatic ответил:

    Dude, так а при эффективном торможении всё равно руки нагружаются прилично, имхо только за счет ног да накачанной спины торс на торможении не удержать никак 🙂

  3. Dude ответил:

    Ну стоппи ж как-то делают одной рукой? 🙂 Да и аффтор топика пишет «Отодвинуть ногу обратно во время интенсивного торможения — это значит упереться в руль руками, а это плохо — снижается контроль над мотоциклом.», получается что если совсем болтать ногой в воздухе — то на руле висеть не будешь? :))

  4. BANDiT600 ответил:

    А по-моему, это страховка при контррулении перед поворотом + момент когда стопа может отдохнуть, все-таки левая стопа находится в постоянно работе.

  5. Алексей ответил:

    Вообще насчет переноса веса на руль я хотел написать позже, но прийдется объяснить тут, потому что действительно немного непонятно получилось. 🙂 Упираясь в руль, мы переносим больше веса на переднее колесо. В условиях, когда спортивная резина хорошо разогрета и мотоцикл едет практически вертикально, ничего страшного в этом нет. Можно равномерно загрузить оба клипона и просто на них повиснуть — это не проблема, это даже лучше, так как увеличивается пятно контакта. У меня вообще есть впечатление, что Росси на фотографии оттормаживается, сделав упор на клипоны и с выжатым сцеплением, чтобы ему не мешала блокировка почти полностью разгруженного заднего колеса, которое тормозится двигателем. Грубо говоря, он практически делает все, что делают стантеры для роллинг стоппи, но не позволяет заднему колесу оторваться от асфальта. Эти детали я пропустил, потому что в отличие от болтания ногой я их еще не проверил на практике — это только догадки.

    Возвращаясь к нагрузке на клипоны… Как только мотоцикл начинает заваливаться в поворот, вот тут уже давить на оба клипона нельзя. В наклоне переднее колесо поворачивается внутрь поворота на определенный угол, зависящий от угла наклона и параметров вилки (вынос, угол наклона и т.д.). Это как бы нейтральная позиция руля для данного угла наклона. Любое избыточное давление на правый или левый клипон приведет к контррулению и мотоцикл будет пытаться изменить угол наклона. Именно поэтому рекомендуется всегда контррулить одной рукой (тянуть или толкать один клипон), чтобы после контрруления мотоцикл возвращался в стабильное состояние. А чтобы контррулить одной рукой, нужно чтобы нагрузки на руль не было, да и после контрруления нужно убрать нагрузку, чтобы руль принял стабильное положение для данного угла наклона.

    Вот и получается, что закидывать ногу во время жесткого торможения вертикально нельзя — нужно равномерно давить на оба клипона да и весит нога считай в 2 раза больше при торможении около -1g, и в наклоне нельзя — давить на руль плохо (особенно в правый клипон, потому что в левом повороте это приведет к распрямлению траектории). А чтобы поставить левую ногу обратно, почему-то хочется упереться в правый клипон. 🙂 Вот и закидывает Росси ногу тогда, когда давит на внутренний клипон, заваливая мотоцикл контррулением — самое удобное время.

    Вот такие сложности, хотя если тормозить без фанатизма, левая нога прекрасно убирается обратно на стадии вертикального торможения. 🙂 А теперь представьте, как мучаются любители такой темы — отщелкнуть последнюю передачу вниз недалеко от центра поворота. 🙂

  6. Алексей ответил:

    [quote comment=»2380″]Да и аффтор топика пишет «Отодвинуть ногу обратно во время интенсивного торможения — это значит упереться в руль руками, а это плохо — снижается контроль над мотоциклом.», получается что если совсем болтать ногой в воздухе — то на руле висеть не будешь? :))[/quote]
    Имелось в виду, что отодвигание ноги при интенсивном оттормаживании может привести к неравномерной нагрузке на клипоны. Т.е. правильнее было бы написать «упереться сильнее в один из клипонов».

  7. Владимир ответил:

    Смотрел отрывок MotoGP и наткнулся на тоже самое с левой ногой но только не у Росси …

    http://www.tsr.ch/video/#nav=sport/nouvelles-videos/;id=3331153 мотать на 1:10

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.