Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Для чего нужна обкатка новых покрышек? Есть распространенное мнение: для того, чтобы не упасть в первые километры эксплуатации. Исходя из этой цели, появляются рекомендации насчет аккуратной езды первых 100..500 км, советов избегать резких торможений и разгонов. Находятся упоминания и про совсем шаманские ритуалы, типа откусывания технологических отходов производства по бокам покрышки, так называемое «бритье усиков». Но, как и в случае с обкаткой новых современных мотоциклов, появлявляются мнения, что обкатка не нужна, и новая современная покрышка может эксплуатироваться с полной нагрузкой с самого начала. При этом ссылаются на спортсменов ШКМГ, которые греют новый слик и тут же «валят на все деньги».

Конечно, удаление верхнего скользкого слоя покрышки – задача необходимая. Но этот технологический слой, который наносится для отделения покрышки от матрицы в процессе изготовления и последующей консервации, давно не такой уж и скользкий. Проблема в том, что покрышка – это не просто круглый кусок резины, который изготавливается вместе с колесом. После монтажа она должна как следует сесть на диск. Специальный монтажный гель, который используется для облегчения посадки покрышки на диск, должен успеть высохнуть. Кроме этого, нужно дать себе возможность убедиться, что покрышка правильно установлена, отбалансирована, и как это ни странно, накачана правильным давлением. Именно для этого поначалу нужно избегать ситуаций, когда проблема с покрышкой не оставит никаких вариантов, кроме падения. Сколько километров и что такое «ездить аккуратно» — это очень субъективные вещи, поэтому в качестве средней температуры по больнице, производители мотоциклетных покрышек рекомендуют что-то около 200 км. В реальности кому-то для этого понадобится 500 км пробега, а кто-то прохватит на парковке перед шиномонтажем и немедленно выявит наличие или отсутствие проблем.

Возвращаемся к спортсменам. На треках время жизни покрышек измеряется кругами. Что-то вроде 30 кругов для мягких покрышек, 50 для средних и 70 для жестких. Цифры условные, так как износ зависит от скорости, конфигурации трека, правильного выбора покрышки под погодные условия и прочих вещей, о которых мало кто задумывается. Но основная проблема в том, что там нет никакой возможности обкатывать покрышку 200 км – существуют покрышки, которые после такого пробега нужно выбрасывать. Ситуацию с полезностью разных составов покрышек, в зависимости от пробега, приблизительно показывает вот этот график


 

Соответственно, обкатывать гоночные покрышки тоже имеет смысл. Но, в связи с другими условиями эксплуатации, производители гоночных покрышек рекомендуют делать это следующим образом:

  • равномерно прогреть покрышку и колесный диск, минимум 1 час в грелках
  • первые несколько кругов с умеренной нагрузкой, постепенно увеличивая углы наклона в поворотах
  • несколько быстрых кругов, на которых покрышка достигает максимума рабочей температуры
  • после заезда в паддок покрышка оборачивается в выключенные грелки и медленно и равномерно остывает
  • покрышка пережила первый температурный цикл, обкатка завершена

Данный метод отлично укладывается в 20 минутную тренировочную сессию и сочетает в себе проверку работы покрышки, обточку верхнего слоя (некоторые ленивые типы даже не снимают с рабочего слоя наклейки) и первоначальную «прожарку» резины. Такая обкатка не только позволяет уверенно ездить сразу после снятия грелок все последующее время жизни покрышки, но и позволяет свести к минимуму риск холодного разрушения покрышки мягкого состава.

Как это может быть полезно для обычной уличной эксплуатации? Дело в том, что современные асфальтовые покрышки не далеко ушли от своих гоночных аналогов. Конечно, отличия есть: рабочая температура ниже, каркас покрышки мягче, они более жесткие и расчитаны на больший пробег. Но известные производители покрышек давно не стесняются сертифицировать гоночные лэйблы для дорожного использования. Примеры: Metzeler RaceTec K3, Dunlop GP Racer D211 Endurance, Michelin Power One (без буквенных обозначений), Bridgestone Battlax BT-003 Racing Street. Некоторые из них заявлены как специальные версии для дорожного использования, а некоторые полностью идентичны жестким гоночным составам.

Поэтому те, кому не терпится как следует отжечь на новой покрышке, могут воспользоваться гоночной обкаткой. Для этого, нужно всего-то один раз равномерно нагреть покрышку. При отсутствии грелок – это прохватить по прямой километров 10 на хорошей скорости. После прогрева начинаем обтачивать верхний слой по всей поверхности покрышки, плавно увеличивая скорость в поворотах. Если не маньячить с откручиванием газа, то это занятие не более опасное, чем риск нарваться на необходимость экстренного торможения в процессе медленной обкатки. Ну, а затем, дать покрышке остыть, попутно любуясь результатом. Он должен быть приблизительно таким.

Быстрая обкатка покрышки

 

Это Brigestone Battle Wing 502 после первых 25 км. Покрышка полностью готова к дальнейшим приключениям без оглядки на какие-то там «ужасы недержания» в поворотах.

 


Автор:
 

40 ответов в “Обкатка новых покрышек мотоцикла”

  1. Авиатор ответил:

    Я тут ради прикола отследил за свеже замененной задней покрышкой. Данлоп роадсмарт. Проехал от шиномонтажки до края города, не особо резко. Это километров 10-15 и много светофоров, скорость…. ну где-то 80-90. Окружающая среда где-то градусов 25-30. Потом выйдя на прямой подмосковный асфальт проехал еще километров…10-15, при этом вилял на мотоцикле, так сказать, но не особо часто. Остановился и посмотрел на колесо. Практически полностью уже было прикатанно, слой пленки исчез, сравнить можно по боковым буртикам. И стерлась полоска по центру колеса от краски. Дальше валил на все деньги 😉

    Думаю, что про 300-500 км, это уж очень задрано 😉

  2. Алексей ответил:

    Наверное нужно уточнить, что все это отосится к живым покрышкам. А если покрышка неправильно хранилась и у нее сверху миллиметров пять резины, похожей по жесткости на хоккейную шайбу, то обкатка будет более длительной. 🙂

  3. Coalition ответил:

    Алексей, исходя из твоего опыта, на какую трековую резину обратить внимание, чтобы она кроме трека нормально держала уже при низких температурах, т.е. при уличной эксплуатации? Ну и чтобы не мягкий слик, который тут же износится, по городу то ездить тоже нужно..

  4. Матвей ответил:

    Также поступаю-))) Стараюсь первые два — три поворота, в каждую сторону, проходить на ровном газу а потом увеличиваю нагрузку-))) 15-20 км и всего делов то-))

  5. Алексей ответил:

    Coalition, скорее всего это Michelin Power One B. Пирели и Данлопы мне категорически не нравятся в холодном состоянии. Гоночный Метцелер и Бриджстоун не приходилось использовать.

  6. Алексей ответил:

    Матвей, я не сомневаюсь, что многие так делают. Просто временами это называют «нефиг там ничего обкатывать». А это немного неправильно. Я проверял, правда на мокром асфальте — не подумал головой перед поворотом. Ушел с дороги в кусты. 🙂

  7. Матвей ответил:

    Не, Я всегда то же рекомендую содрать верхний слой аккуратно-)))) Всё ты правильно описал.

  8. Авиатор ответил:

    Наверное нужно уточнить, что все это отосится к живым покрышкам. А если покрышка неправильно хранилась и у нее сверху миллиметров пять резины, похожей по жесткости на хоккейную шайбу, то обкатка будет более длительной. 🙂

    Ну у меня был приятель, который фанател от сликов. Но на наши велики не было таких покрышек. Потому он сидел с напильником/ножом и срезал протекторы 😉

    Ну а если серьезно, то мне тут попался на переднее колесо метцеллер, который б/у был. Так вот он уже весь сточился, его пришлось менять на новое, но он таки не стал нормально цепляться за асфальт. Думаю, что если резинка хранилась, к примеру, не так, то стачивание ее не поможет. Она вся насквозь стала, так сказать, хоккейной шайбой 😉

  9. a.leo.pard ответил:

    [quote comment=»5334″]Coalition, скорее всего это Michelin Power One B. Пирели и Данлопы мне категорически не нравятся в холодном состоянии. Гоночный Метцелер и Бриджстоун не приходилось использовать.[/quote]
    Про какие модели Пирелли идёт речь?

  10. Алексей ответил:

    Про supercorsa sp. Данлопы D208RR, D209, D211. Естественно, все нарезки, т.к. другие на дороге запрещены.

  11. kickstarter.org ответил:

    было пару случаев когда местные заваливались в поворотах на сравнительно безобидных углах, на новых покрышках. До этого, боясь того что новая резина **** скользкая практически не наклоняли моц, проехав как раз не одну сотню км, ну и при групповом выезде, чтобы не оставать, наклон — открут — лоусайд.. В следующий раз наверное еще дольше столбиком будут обкатывать новую покрышку.. 🙂
    Собственно для таких наверное и дают подобные рекомендации, в надежде что за такой пробег резина естественнм образом более-менее прикатается..

  12. a.leo.pard ответил:

    Ну вот, а я как раз положил глаз на суперкорсу сп в качестве нового сета на лето.

  13. Алексей ответил:

    a.leo.pard, там никаких особых проблем на холодную нет, но разница между холодным и горячим состоянием очень заметна. Это проблема только в том случае, если совмещать трек и город на одном комплекте покрышек. После трека можно слегка ошибиться с держаком в городе.

  14. Матвей ответил:

    Алексей, а про мишкуПП что скажешь?

  15. Алексей ответил:

    Матвей, на большом треке он жутко плавится по бокам. Хорошая дорожная покрышка, но не для трека. Если ты не про pilot power, a про power pure, то не знаю — не пробовал.

  16. a.leo.pard ответил:

    Алексей, я именно положил глаз на SP (которая с «уличным» компаундом) версию для того, чтоб использовать эту резину и в городе. Не менять же каждую неделю/две колёса.

    Матвей, я катался на Power Pure. Хорошо держит в дождь, сцепление в холодном состоянии для города выше крыши, быстро греется. обратная связь хорошая (особенно перед, когда косячил и (пере-)тормозил в наклоне резина колесо предсказуемо и ощущаемо начинало «плыть», не завалился ни разу). Задняя покрышка мне не понравилась, ведёт себя не очень приятно (особенно на выходе из поворотов и на не очень ровном покрытии). Вернее резина хорошая, просто я после поставил Q2 и он *мне* понравился больше. Вероятно это потому, что у Power Pure очень тонкий и мягкий каркас. Перегреть PP картодроме не вышло, но это ничего не значит, я медленно езжу, да и опять картодром же 😉

  17. Матвей ответил:

    На Пюре катал — не понравилось тоже, держак слабее чем у Пауера. И на Q2 тоже катал — буса жрёт его быстрее чем Пауер-))) примерно в 1000 км разница, да и в прохладную погоду греть его нужно гораздо дольше, а в городе это не айс-))) А так же в дождь подпиленый Q2 не очень, буквально с половины протектора уже слабо держит.

  18. Алексей ответил:

    Перегреть PP картодроме не вышло

    Там проблема в том, что Coalition имеет возможность ездить на большом кольце, а не на картодроме. Поэтому проблема перегрева там вполне реальная. А для совмещения картодромов и дорог вполне достаточно хорошей дорожной резины типа michelin pilot power. В экстремальных случаях, когда нужно соревноваться, оправдано применение мягких составов гоночных покрышек, но это исключительно для увеличения держака. Вернее, чаще всего, для размазывания границы, когда покрышка уже скользит, а мотоцикл еще не падает. Но это уже оффтопик. 🙂

    А Supercorsa SP уже почти трековая, которая вполне выдерживает большой трек. У тебя не будет особых проблем на холодную, но непрогретая пирели стачивается очень быстро, если работает на холодную. В принципе, будет нечто похожее на квалифаер 2, только совсем на холодную будет держать чуть лучше. Ну и в повороты валиться будет лучше, т.к. у переднего колеса профиль более острый.

  19. Алексей ответил:

    На Пюре катал — не понравилось тоже, держак слабее чем у Пауера.

    Хм, это они что, идеологическую диверсию замыслили? Типа вот вам вес гоночного слика, и держак хуже старой спортивной покрышки! 🙁

  20. Coalition ответил:

    Там проблема в том, что Coalition имеет возможность ездить на большом кольце, а не на картодроме. Поэтому проблема перегрева там вполне реальная.

    Ну, думаю в моем случае все-таки больше вероятность недогреть, чем перегреть 🙂 Не так быстро езжу еще..

    Кстати, о прогреве резины, читал в MotoGP Technology что нарезка якобы прогревается лучше и быстрее, чем полный слик, и из-за этого в холодную погоду даже в MotoGP нарезку раньше ставили. Так что трек + город наверное нарезку лучше брать, хотя вот не пойму, чего у нас довольно много народу на полных сликах по городу гоняет.. неужели отсутствие канавок настолько сильно увеличивает сцепление при одинаковом компаунде?

  21. a.leo.pard ответил:

    [quote comment=»5359″]хотя вот не пойму, чего у нас довольно много народу на полных сликах по городу гоняет.. неужели отсутствие канавок настолько сильно увеличивает сцепление при одинаковом компаунде?[/quote]они идиоты. Да, а про какой город речь идёт?

  22. Greenny ответил:

    У нас тут просто бытует мнение (в Киеве, по крайней мере), что держак у слика лучше практически в любых условиях (кроме дождя :)),
    особенно если это б/у взятого у кого-то на треке (хочется надеется, что он по крайней мере «свежий»),

    Про то какой компаунд у их сликов никто при мне не обсуждал.

    JIMHO Думаю это от бедности, б/у слики стоят дешево, новый комплект обычной дорожной резины стоит намного дороже.

    P.S. Многие ездят просто на б/у резине. Причем на столько часто встречается, что я порой задумываюсь а не зря ли я деньги на новую трачу 🙂
    Хотя среди тех, с кем я катаюсь таких экстрималов нет.

  23. Авиатор ответил:

    У нас тут просто бытует мнение (в Киеве, по крайней мере), что держак у слика лучше практически в любых условиях (кроме дождя :))

    А что, разве дорожная грязь не в счет? Вон на F1 Специально ввели продольные канавки на резине для сухого трека. Скорость говорят чуть понизилась, но безопасность повысилась. Вся грязь с трека, а есть очень грязные треки, вытесняется в эти канавки/протекторы, и шины не соскальзывают по пыли, которой вообще наплевать, какого качества резинка. ИМХО для города езда на чистых сликах = самоубийство.

  24. a.leo.pard ответил:

    [quote comment=»5334″]Пирели и Данлопы мне категорически не нравятся в холодном состоянии.[/quote]
    Да, кстати, а какие шины тебе нравятся в холодном состоянии?

  25. Coalition ответил:

    a.leo.pard, речь идет о Киеве) Вот Greenny тоже про слики подтверждает 🙂

  26. Алексей ответил:

    Coalition,

    неужели отсутствие канавок настолько сильно увеличивает сцепление при одинаковом компаунде?

    В городе отсутствие канавок = опасность грязи + прогрев хуже. 🙂 Но если сравнивать непонятно как хранившуюся дорожную покрышку с возрастом несколько лет и недавно обточенный б/у слик мягкого состава, то слик будет лучше по сцеплению.

  27. Алексей ответил:

    Greenny,

    У нас тут просто бытует мнение (в Киеве, по крайней мере), что держак у слика лучше практически в любых условиях (кроме дождя :))

    Да, рынок б/у сликов следует поддерживать городскими легендами. А то кто же купит трековые обноски? 🙂

  28. Алексей ответил:

    a.leo.pard,

    Да, кстати, а какие шины тебе нравятся в холодном состоянии?

    Из гоночных терпим только Michelin Power One любого состава жесткости. В принципе, на холодную будут приемлемо работать любые трековые покрышки с маркировкой Soft. Но они очень быстро износятся. Поэтому для города нет ничего лучше обычных спортивных покрышек. Это Michelin Pilot Power (раньше был Sport, но его тоже надо было греть), Pirelli Diablo Rosso, Metzeler Sportec M5 и так далее. Dunlop любой модели для спортбайков — в холодном состоянии ужасен, несмотря на то, что я лично — фанат Данлопа. 🙂

  29. Coalition ответил:

    Поэтому для города нет ничего лучше обычных спортивных покрышек. Это Michelin Pilot Power (раньше был Sport, но его тоже надо было греть), Pirelli Diablo Rosso, Metzeler Sportec M5 и так далее.

    Алексей, а насколько сильна разница в держаке на треке между спортивной резиной и чисто трековой? Может у тебя есть сравнительные данные вот типа трековая покрышка держит 1G на торможении, а спортивная там 0,7G например 🙂
    А то из трековой катал только на Metzeler Racetek K2, но тогда только на мот сел, ничего по держаку не помню особо..
    Я тоже Dunlop люблю, он у нас по ценам самый приятный) но только на Q2 катал

  30. Алексей ответил:

    Разницы практически нет, если оба типа резины работают в подходящих условиях. Это суммарно около 1.3g на поперечное и продольное ускорение. Брембо на своем сайте утверждает, что MotoGP временами тормозит при -1.6g, но скорее всего это какое-то пиковое значение.

    По сути вся разница в том, что дорожные покрышки работают при +60 градусах, а трековые при +80. Но там есть тонкость насчет субъективного восприятия покрышек. Более мягкая покрышка может срываться раньше, зато она будет лучше держать в прокруте или частичной блокировке. Ну и всякие глупости с настройками ухудшают держак.
    К примеру тут про износ и плавление http://moto.swissblog.ru/chitaem-iznos-pokryishek-mototsikla.html
    А тут неправильный слик http://moto.swissblog.ru/pochti-vyines-gontsa-nafig.html отработал хуже дорожной.

    Мысль! Про это нужно написать «многабукаф» 🙂 🙂 🙂

  31. Coalition ответил:

    Мысль! Про это нужно написать “многабукаф” 🙂

    Было бы просто отлично! Даешь статью «разрушение мифов о резине», после которой резко упадет бизнес по продаже б/у сликов с Чайки 🙂

    По давлению кстати интересно, сколько минимум можно дуть в тот же Metzeler M5, который без всяких примочек для низкого давление типа N-TEC у Данлопа. А то на официальном сайте давления для трека нет, а на форумах конкретно никто ничего не пишет. Минимум дул 2,2 на холодную, прогревалась нормально, но было довольно жарко. Безопасно ли дуть 2,0 или 1,8 на холодную если того требуют погодные условия? Еще такой момент интересный, что там каркас разной жесткости, и часть которая сбоку намного мягче центральной, чтобы якобы пятно контакта в наклоне увеличивалось) Так вот, я этого не знал, и думал что за фигня, когда в наклоне газ открываешь, то ощущение что покрышка проваливается, смотрел все время не спустило ли заднее 🙂

  32. Алексей ответил:

    А смотри сам. Попроси кого-нибудь сделать фотографию в интересующем тебя повороте. Если там пятно контакта около 1/3 поверхности покрышки, то это нормально. Соответственно, проверяй температуру и состояние. В принципе, задняя дорожная покрышка, с давлением 2.0 на холодную, может пережить и 20 минутную сессию на большом кольце, если будет прохладная погода. Если понижать, то особых проблем с удержанием покрышки на ободе быть не должно и при 1.8. Где граница — непонятно, но даже N-TEC, при 1.3 на холодную, при сильных боковых нагрузках (удар в поребрик) срывает — проверено.

  33. Coalition ответил:

    Интересная статья о сликах в FastBikes Magazine за март.
    Сравнивают Dunlop D211 нарезку и полный слик.
    Разница на круге составила 2 секунды у быстрого пилота, и примерно одну у менее опытного.
    Отмечают возросшую скорость в поворотах и более уверенный выход.
    Но пишут о необходимости использования грелок и о том что полный слик быстрее теряет тепло.

  34. Coalition ответил:

    А вот и сама статья

  35. Coalition ответил:

    http://dl.dropbox.com/u/28740490/Fast%20Bikes.pdf
    что-то ссылки не особо охотно публикуются 🙂

  36. Алексей ответил:

    Сравнивают Dunlop D211 нарезку и полный слик.

    Нет, там сравнивают нарезку D211 GP Racer со сликами KR серии. Если бы взяли слики D211 GP Racer, то особой разницы бы не заметили. А то удивили, что в 2 раза более дешевые покрышки на пару секунд медленнее… 🙂 В любом случае, там полезный график, понятно где именно gp racer хуже.

  37. Coalition ответил:

    Уже вижу, плашку сбоку не прочитал 🙂 Нелогичный тест какой-то получается, думал одинаковые покрышки сравнивают

  38. Coalition ответил:

    собираюсь сейчас брать нарезку D211 Gp Racer, какой компаунд лучше взять на лето в режиме трек+город: Endurance или Medium? Велика ли вообще разница по скорости износа? 🙂

  39. Алексей ответил:

    Coalition, разница в износе заметна невооруженным глазом. Не знаю, как поведет себя medium в городе, но на треке при +30 боковины задней покрышки изнашиваются значительно быстрее. Я за medium в любом случае, потому что при использовании трек/город = 50/50 покрышка сотрется равномерно по всей поверхности. Это насчет задней покрышки. А что вперед ставить, это сильно зависит от твоей скорости входа в повороты. Если сильно мучаешь переднюю покрышку на входе, то бери endurance, иначе medium. Да и вообще, такой выбор покрышек по интернету лишен смысла. 🙂 Давай выкладывай на форум фотографии старых покрышек, и тогда уже будет от чего отталкиваться при выборе. Читал вот это? http://moto.swissblog.ru/chitaem-iznos-pokryishek-mototsikla.html

  40. Coalition ответил:

    Статью читал, сейчас больше всего похоже на «идеальный износ» 🙂 В общем сфотографирую выложу фото на форум. Но сейчас то дорожный Metzeler М5 стоит, как D211 будет себя вести не ясно)

    Да и вообще, такой выбор покрышек по интернету лишен смысла.

    Ну а что делать, чисто трековую резину покупаю впервые, опыта ее использования нет, вот и спрашиваю по компаундам) У нас все в основном на медиуме и катают. Езжу пока аккуратно, входы не то чтобы быстрые, держака даже дорожной резины еще хватает, того и думаю брать медиум или же эндурэнс 🙂

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.