Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

тормозная жидкостьТормозная жидкость — это важный компонент тормозной системы. Она передает усилие с тормозного цилиндра на ручке на цилиндры тормозных саппортов. Как многие помнят из школьного курса, жидкость несжимаемая, давление в системе приблизительно одинаковое (не учитывая перепадов уровня жидкости) и сила давления обратно пропорциональна площади цилиндров. Набор букв в предыдущем предложении означает, что чем больше диаметр тормозного цилиндра на ручке, тем сильнее требуется на нее давить, чтобы обеспечить нужное тормозное усилие. Основным параметром тормозной жидкости является ее точка кипения — чем она выше, тем лучше для тормозной системы. Закипевшая тормозная жидкость пузырится и эффективность тормозной системы снижается — пузырьки газа сильно подвержены сжатию, поэтому не могут хорошо передавать тормозное усилие на цилиндры тормозных саппортов.

 

Свойства тормозных жидкостей классифицируются так:

 

 Стандарт  Точка кипения
 (свежая /сухая)
 Точка кипения
 ( старая / мокрая )
 Вязкость при -400
 
Цельсия
 Цвет  Основа
 SAE J 1703  205 С  140 С  1800  безцветная или янтарная  ?
 ISO 4925  205 С  140 С  1500  безцветная или янтарная  ?
 DOT 3  205 С  140 С  1500  безцветная или янтарная  полиалкиленгликоль
 DOT 4  230 С  155 С  1800  безцветная или янтарная  борная кислота / гликоль
 DOT 4+  260 С  180 С  1200 -1500  безцветная или янтарная  борная кислота / гликоль
 DOT 5.1  260 С  180 С  900  безцветная или янтарная  борная кислота / гликоль
 DOT 5  260 С  180 С  900  пурпурный  силикон
Racing Formula
DOT 6 ???
 310 C  220 C  ?  ?  ?

 

Разница между сухой (новой) и мокрой (старой) тормозными жидкостями — 3.5% воды, которые со временем забираются тормозной жидкостью из воздуха. Все типы тормозных жидкостей, за исключением DOT 5, гигроскопичны. Как правило, тормозная жидкость меняется один раз в два года. Исключение — DOT 5.1, ее нужно менять каждый год, так как  она более гигроскопична, чем остальные.

Внимание: DOT 5 нельзя мешать с остальными типами тормозных жидкостей. Это означает, что при переходе с/на эту жидкость требуется полностью просушить (продуть) тормозную систему. Остальные типы жидкостей одного и того же производителя как правило можно смешивать.

DOT 5.1 и DOT 5 имеют меньшую вязкость, чем стандартный для спортбайков DOT 4, поэтому тормоза чувствуются намного лучше.


Автор:
 

18 ответов в “Классификация тормозных жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5.1”

  1. sirruph ответил:

    хм. так есть ли смысл в повседневе переходить на DOT5?

  2. Алексей ответил:

    Если не хочешь париться с заменой жидкости, то можно. Только сначала как следует просуши всю тормозную систему, потому что DOT 5 и DOT 4 вступают в химическую реакцию.

    Но с этой жидкостью может быть следующая фигня: вода в ней не растворяется, а плотность у DOT 5 меньше. Поэтому, если вода попала в тормозную систему, то она вся скапливается в саппортах и кипеть при +100 С (на сдвиг точки кипения при повышении давления забьем). Поэтому для гонок я себе буду лить DOT 5.1 и менять жидкость раз в год.

  3. Артём ответил:

    Маленькая заметка, дабы не вводить людей в заблуждение: «..что чем больше диаметр тормозного цилиндра на ручке, тем слабее требуется на нее давить, чтобы обеспечить нужное тормозное усилие.» Вообще, если не вдаваться в подбности, то чем меньше диаметр мастер-цилиндра (на ручке), тем легче на него давить для обеспечения требуемого усилия на суппортах, но тем больший ход будет иметь эта ручка при прочих равных.

  4. Алексей ответил:

    Артём, спасибо! Уже исправил. Надо прекращать печатать текст по ночам :)

  5. Артём ответил:

    Это вам спасибо за статью! Отличная выжимка!

  6. Владимир ответил:

    А как узнать какая залита жидкость? У меня по мануалу на CBR DOT 4 нужно лить, хотя предполагаю что на сервисе раньше могли залить 5.1 или 5 … Можно ли по цвету как то определить?

  7. Алексей ответил:

    DOT 5 тебе не могли залить, а все остальные DOTы взаимозаменяемые и смешиваемые. DOT 4 более густой и сильнее желтеет со временем.

  8. Владимир ответил:

    не могли залить, т.к. швейцаские гаражи тупо заливают что нужно по регламенту?

  9. Алексей ответил:

    Потому что смесь силиконовой и гликолевой тормозухи выпадает в осадок, а у тебя такое не наблюдается :)

  10. Владимир ответил:

    :) они могли насухо прокачать тормоза, избавившись от DOT 4 и залить DOT 5 …

  11. Алексей ответил:

    Да, типа попались тебе в Швейцарии маханики-трудоголики и высушили тормозную систему. :) Отличить DOT 5 от гликолевых тормозных жидкостей можно смешиванием с водой. DOT 5 легче воды и с ней не смешивается.

  12. sVD ответил:

    А чем лучше промывать тормозную систему?
    Т.е. если я правильно понимаю DOT 5 удобнее для эксплуатации, но существует риск лишиться тормозов, если в систему попадет вода?

  13. Алексей ответил:

    А чем лучше промывать тормозную систему?

    Лучше всего чистой тормозной жидкостью.

    Т.е. если я правильно понимаю DOT 5 удобнее для эксплуатации, но существует риск лишиться тормозов, если в систему попадет вода?

    Вроде этого. Кроме всего прочего, с дот 5 ручка тормоза будет мягче, потому что эта жидкость слегка сжимаемая. :) Ну и возможны проблемы с затвердением сальников поршней в суппортах, которые сделаны так, чтобы слегка разбухать в гликолевых жидкостях. Я когда-то хотел залить силикон в задний тормоз, но потом передумал. Так банка дот 5 и валяется…

  14. Владимир ответил:

    А сколько нужно примерно ТЗ для замены на обеих контурах? Никогда сам не менял, хочу попробовать. Там вроде есть поллитровые банки. Сойдет?

  15. Алексей ответил:

    Если в системе нет воздуха, то 250 мл хватит и еще останется.

  16. Bandit ответил:

    В таблице ошибка
    кинематическая вязкость у DOT 5.1 при      — (минус) 40°С     900 мм2/с          при  + 100°C   > 1,5 [мм2/с].  
    кинематическая вязкость у DOT 4    при      — (минус) 40°С     < 1800 мм2/с    при  + 100°C   > 1,5 [мм2/с].  
    Получается при высокой температуре DOT4 и DOT 5.1   обладают одинаковой кинематической вязкостью.  Основной выигрыш для мототехники в высокой точке кипения .

  17. Алексей ответил:

    Bandit, спасибо. Исправил. В реальности вязкости различаются даже при комнатной температуре. Это заметно при прокачке, когда мелкие пузыри воздуха в дот4 поднимаются значительно более медленно, чем в случае дот5.1.

    И нужно добавить, что данная таблица — это требования стандарта. Т.е. для того, чтобы называться дот4, тормозная жидкость должна соответствовать минимальным требованиям по точкам кипения и вязкости, которые указаны в таблице. Но стандарт не запрещает увеличивать какой-то один из параметров. К примеру, много спортивных тормозных жидкостей классифицируются как дот4, несмотря на сухую точку кипения около 300 градусов, потому что они не проходят для дот 5.1 по холодной вязкости. А всякие DOT 4+ для ESP/ABS соответсвуют дот 5.1 по вязкости, но не дотягивают по точкам кипения.

  18. Алексей ответил:

    P.S. Ссылка на стандарт

    Standard No. 116; Motor vehicle brake fluids. — Federal Motor Carrier Safety Administration

    http://www.fmcsa.dot.gov/rules-regulations/administration/fmcsr/fmcsrruletext.aspx?reg=571.116

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.