Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Со временем клапана в моторах, работающих на высоких оборотах, пристукиваются и тепловые зазоры начинают стремиться к нулю. Поэтому эти зазоры требуют периодической инспекции. В этот раз оказалось, что все зазоры клапанов в моторе моего мотоцикла в норме, поэтому речь сегодня пойдет только о проверке, а не регулировке клапанов. К сожалению, даже для этой нехитрой операции прийдется лезть в мотор, а именно — снять клапанную крышку, которая находится под бензобаком и коробкой воздушного фильтра. Замечу, что на момент замера зазора клапанов мотор должен быть холодный.

Доступ к коробке воздушного фильтра GSXR 1000

Сначала нужно снять водительское седло, открутить пару болтов крепления бензобака и поднять его вверх. После этого отсоединяем все трубки и провода датчиков, ведущие к коробке воздушного фильтра. Откручиваем крепления впускных патрубков и снимаем коробку воздушного фильтра. Раскручивать ли саму коробку, чтобы добраться к воздушному фильтру — личное дело каждого, но проверить заодно и его состояние — не помешает.

Крепления впускных патрубков GSXR 1000

После снятия коробки воздушного фильтра открывается доступ к PAIR, свечам и верхним воздушным заслонкам. Отсоединяем PAIR (воздушные шланги), катушки, свечные провода. Чтобы в дальнейшем провода не мешали, отсоединяем разъем вентилятора около радиатора, который принадлежит той же связке проводов, и вытаскиваем всю связку на левую сторону.

Выкручиваем свечи. Заодно их можно почистить мягкой медной щеткой от нагара. В моем случае состояние свечей близко к идеалу, только в одном цилиндре свеча что-то более светлая. Что наводит на мысли о том, что при настройке на стенде имеет смысл заказывать раздельную карту топлива  для каждого цилиндра.

Свечи с коричневым налетом

Открываем клапанную крышку и наблюдаем клапана, распределительные валы и прочее. Все должно быть тщательно полито маслом и быть стерильно чистым. Поэтому тут самое время сходить помыть руки или одеть чистые перчатки.

Распределительные валы GSXR 1000

Крышка клапанов сделана из магнезии, поэтому очень хрупкая. Это значит, что ее ронять крайне не желательно и вообще с ней нужно обращаться аккуратно. Кроме всего прочего, это значит, что снимать ее нужно руками. Иногда это сложно и прийдется сначала слегка обстучать резиновым молотком, но оно того стоит. Хотя многие поддевают эту крышку отверткой. Я специально поискал следы, которые должны были остаться после сервиса на 24000 километрах пробега. И я их нашел, мля….

Следы отвертки на клапанной крышке GSXR 1000

Вторая вещь, на которую следует обратить внимание, вот эти втулки с резиновыми кольцами. Может так оказаться, что часть их осталась на двигателе, а часть — на крышке. Чтобы их не потерять, их нужно сразу же вытащить или как минимум убрать с крышки.

Теперь можно приступить к замеру зазоров на клапанах. Для этого нужно открутить крышку, под которой скрывается гайка, за который мы будем прокручивать коленвал (по часовой стрелке). Возможная засада на этом этапе — понадобится шестигранник на 9 мм, который есть не в каждом наборе инструментов.

Наша задача — совместить метки на коленвале и крышке. Метка на коленвале выглядит как канавка, а на крышке изображено нечто вроде треугольника.

Совмещение метки коленвала GSXR 1000

Но так как у Suzuki GSXR 1000 четыре цилиндра, то процедура замера зазоров чуть более сложная, чем в случае с одноцилиндровым двигателем. Мы должны выставить метку коленвала, замерить зазоры на выпускных клапанах двух цилиндров и на впускных клапанах еще двух цилиндров, затем прокрутить двигатель на 360 градусов по часовой стрелке (опять выставить метку) и замерить оставшиеся зазоры. Что конкретно и когда нужно замерять указано в сервисном руководстве.

Порядок измерения зазоров клапанов GSXR 1000

Чтобы найти указанные точки на распределительных валах, становимся слева от мотоцикла и наблюдаем вот такую картину. Упомянутые в сервисном руководстве точки обозначены стрелками.

Контроль положения распределительных валов для замера зазора клапанов GSXR 1000

Сама процедура замера зазоров нехитрая — берем щуп максимального номинала и пытаемся его просунуть между кулачком распределительного вала и крышкой толкателя. Если не получилось, то берем щуп номиналом меньше и т.д. В итоге записываем две цифры — номинал щупа, который поместился в зазор, и тот, что не поместился. Величина зазора находится в этих пределах.

Замер зазоров клапанов GSXR 1000

Зазоры клапанов на впуске должны составлять 0.1..0.2 мм, на выпуске 0.2..0.3 мм. Впускные и выпускные распределительные валы обозначены как IN и EX соответственно. У меня получилась следующая таблица.

Все зазоры в пределах, указанных производителем. Теоретически можно было бы накинуть по 0.05 мм в двух цилиндрах, но это в следующий раз. Потому что лучшее — враг хорошего и нечего без причины лазить в хорошо работающий мотор. Для тех, кто на данном этапе обнаружил проблемы с зазорами — далее откручиваем натяжитель цепи и крепления распределительных валов, вынимаем при помощи магнита толкатели проблемных клапанов, меняем шайбы (новая шайба должна быть смазана маслом с двух сторон и смотреть выбитой надписью номинала вверх). После чего нужно установить коленвалы по меткам (более подробно в сервисном руководстве), провернуть мотор пару раз вручную чтобы проконтролировать отсутствие клина клапанов и чтобы выдавить масло с боковин новых регулировочных шайб. Далее нужно снова замерить зазоры. Если все в норме, то можно приступать к сборке.

Помним, что крышка хрупкая, поэтому прикручиваем ее без фанатизма, с крутящим моментом всего 14 Н/м. Прокладку менять не нужно, сойдет и старая, однако нужно проследить чтобы ее не перекосило при надевании крышки клапанов. Затем вкручиваем свечи, присоединяем PAIR, все провода, ставим на место коробку воздушного фильтра и возвращаем на место все, что было к ней присоединено. Опускаем бензобак, прикручиваем седло. На этом все.

 


Автор:
 

5 ответов в “Инспекция зазоров клапанов мотора GSX-R 1000”

  1. Владимир ответил:

    Алексей, спасибо за мануал, очень полезный.

    Вопрос по поводу натяжителя цепи ГРМ. В мануале к F4i пишут что после сьема головы нужно отжать натяжитель и только потом можно замерять зазоры. Почему именно так? В мануале GSXR этого не рекомендовали делать?

  2. Алексей ответил:

    В мануале к F4i пишут что после сьема головы нужно отжать натяжитель и только потом можно замерять зазоры.

    Очень странные вещи пишут. Что такое «голова»? По логике вещей натяжитель надо снимать при демонтаже распределительных валов, а зазоры можно замерить и без этой процедуры.

  3. Владимир ответил:

    Что такое “голова”?

    Cylinder Head … Хорошо, спасибо за совет!

  4. Алексей ответил:

    Cylinder Head …

    Даже не поленился скачать сервисное руководство на cbr 600 F4i. 🙂 Ты вообще улавливаешь разницу между Cylinder Head и Cylinder Head Cover? 🙂 Натяжитель там скорее всего рекомендуют отжать для облегчения прокручивания мотора.

  5. Владимир ответил:

    Даже не поленился скачать сервисное руководство на cbr 600 F4i

    Cпасибо за самоотверженную помощь, земляк 🙂

    Ты вообще улавливаешь разницу между Cylinder Head и Cylinder Head Cover?

    Да, я наверное завтыкал …

    Натяжитель там скорее всего рекомендуют отжать для облегчения прокручивания мотора

    Что в принципе странно, т.к. когда свечи сняты все будет легко прокручиваться и так …

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.