Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Как тормозить, управляя мотоциклом – богатая тема для «священных войн» потому что два раздельных тормоза на двух колесах дают в итоге значительно больше вариантов применения, чем одна педаль тормоза в автомобиле. Если мы прикинем теоретические выкладки из учебника физики, то при торможении мотоцикла вес стремится сдвинуться на переднее колесо и разгружает заднее. И все вроде бы кристально ясно – основной тормоз передний, им и нужно останавливаться наиболее быстро. Но не все так просто…

Оказывается, 100% эффективность переднего тормоза существует только для относительно легких мотоциклов с короткой базой, т.е. для тех, на которых реально исполнить трюк, именуемый «стоппи». Это в основном спортбайки и легкие дорожные мотоциклы, а так же различные мотарды. Остальные, т.е. более тяжелые или имеющие другую развесовку, типа тяжелых эндуро или круизеров, в принципе не способны перенести при торможении 100% веса на переднее колесо – передняя покрышка начнет скользить раньше от перегрузки. Теперь учтем страх заблокировать переднее колесо, неумение эффективно томозить, непрогретую или просто дубовую резину, неуверенность в дорожном покрытии и так далее…. И к армии неспособных перенести 100% веса на переднее колесо присоединится много людей, которые ездят на тех мотоциклах, которые теоретически могут наиболее эффективно тормозить одним лишь передним тормозом.

Эта нехитрая мысль, которая изложена выше, нужна тут для того, чтобы ниже, когда будет описываться стандартная процедура экстренного торможения с использованием заднего тормоза, вы попробовали задуматься. Во-первых, так учат экстренно тормозить на обязательных курсах подготовки мотоциклистов «за бугром», а во-вторых мыслить штампами типа «попробуй остановить мотоцикл задним тормозом на скорости! Поэтому он не нужен!» — это плохо. В тех спорах, которые мне довелось читать на разных форумах, часто приводились примеры спортсменов на гоночных треках. Но это плохие примеры – на треке нет экстренных торможений, там все прогнозируемо и предсказуемо. А экстренное торможение – это торможение перед неожиданно возникшим препятствием, в процессе которого паника заставляет делать глупости, поэтому оно должно быть отработаным на уровне рефлексов.

Прежде всего, нужно мгновенно решить что нужно делать: тормозить или объезжать препятствие. Промедление и колебание – это смерть. Возможно высказывание про смерть кому-то покажется слишком пафосным, но факт в том, что столкновение с неподвижным препятствием хорошо экипированной тушки уже на скорости 50 км/ч (в момент столкновения) приведет именно к такому печальному итогу. Поэтому вариант «торможу… нет, не успеваю…. начинаю рулить… че-то не рулится… опять торможу» можно признать самым неправильным, несмотря на то, что можно найти случаи, когда все заканчивалось благополучно. Поэтому выбрали для себя стратегию поведения и усиленно рулим или тормозим, даже если в процессе кажется, что во время выбора было совершена ошибка. Ок, теперь можно начинать рассказывать странное….

Первым делом прицеливаемся туда, куда хоти ехать во время торможения, ставим мотоцикл вертикально, давим на педаль заднего тормоза и блокируем заднее колесо. Я говорю это абсолютно серьезно! Дело в том, что когда я честно получал категорию «А», первым делом нас учили блокировать заднее колесо и не падать. Тренировка заключается в постепенном наращивании скорости, на которой блокируется заднее колесо. А весь секрет в том, что когда заднее колесо болтает из стороны в сторону, нужно смотреть далеко вперед и не нависать на руль, т.е. держать руки расслабленными. Без отработки этого упражнения, вернее пока не исчезнет страх от блокировки заднего колеса, никакого экстренного торможения с блокировкой заднего колеса не получится. Но засада в том, что экстренное торможение входит в обязательную программу практического экзамена…

Немедленно после нажатия заднего тормоза нажимается рычаг переднего тормоза. Тут для мотоциклов разной весовой категории и развесовки есть отличия. Для тяжелых и имеющих длинную базу идет торможение на грани блокировки переднего колеса. А для легких с короткой базой на грани отрыва заднего колеса от асфальта, потому что точно так же, как вилли мешает разгону, стоппи мешает эффективности торможения. Чем выше поднялось заднее колесо над асфальтом, тем меньшее замедление требуется мотоциклу для того, чтобы перевернуться и, чтобы этого избежать, прийдется ослабить тормозное усилие на переднем колесе. Все это очень просто написать и еще проще прочитать, но достичь грани сцепления переднего колеса помогут только упорные тренировки. Это на привычном горячем асфальте. А чтобы находить эту грань на любой дороге, нужно научиться чувствовать переднее колесо, ослабляя тормозное усилие в тот момент, когда колесо начинает скользить. Всего этого развлечения лишены владельцы мотоциклов с современной антиблокировочной тормозной системой ABS, которым достаточно поверить электронике, нажать рычаг переднего тормоза изо всех сил и не отпускать его до полной остановки.

Опять возвращаемся к заднему колесу. Если мы такие молодцы, что научились мастерски тормозить передним колесом, то зачем блокировать заднее? Дело в том, что нажатие на педаль заднего тормоза мгновенно дает некоторое замедление, которое вполне заметно даже тогда, когда заднее колесо полностью заблокировалось. Кроме этого, применение заднего тормоза слегка переносит вес мотоцикла вперед, нагружая вилку. Таким образом, автоматически уменьшается риск заблокировать переднее колесо при слишком резком и сильном нажатии на рычаг переднего тормоза. Кроме этого, в момент нащупывания границы сцепления переднего колеса, когда оно начинает скользить, есть риск слишком сильного ослабления усилия на рычаге переднего тормоза, продиктованное опасениями его полной блокировки. В этом случае заднее колесо помогает сократить тормозной путь, так как оно тормозит относительно плохо, но непрерывно.

Что касается именно блокировки, то тут все просто. Считается, что в панике человек не может контролировать тормозное усилие на педали заднего тормоза, поэтому заднее колесо рекомендуется блокировать. Причем в первую очередь при экстренном торможении следует хвататься за тормоза, а уже в процессе торможения нужно выжимать сцепление. Сцепление выжимается не только для того, чтобы не заглох двигатель, а еще и потому, что во время паники некоторые до нажатия на рычаг переднего тормоза не закрывают газ. Особенно это касается тех, кто ездит по городу с всегда лежащими на рычаге переднего тормоза пальцами. Да, время реакции лучше, но как бонус можно получить ситуацию, когда переднее колесо тормозит, а заднее разгоняется. Именно эту проблему можно решить выжиманием рычага сцепления.

И последнее: про эффективность данного приема экстренного торможения. Вообще этот метод расчитан на западных законопослушных мотоциклистов, которые будут его применять на скоростях не более 100 км/ч. В городе он достаточно эффективен: к примеру, тормозной путь при торможении с 50 км/ч будет всего около 8 метров для GSX-R 1000 с мягкими покрышками. Но открываю страшную тайну – можно остановиться быстрее, чем это описано выше. Для этого на спортбайках всего-то нужно откинуться назад (т.е. распрямить руки), нажать передний тормоз достаточно резко, но с прогрессивным усилием, чтобы не допустить блокировки переднего колеса пока на него не будет перенесена большая часть веса мотоцикла. А затем, при признаках его блокировки или вывешивания заднего колеса в воздухе, ослаблять усилие ровно настолько, чтобы этого хватало для восстановления сцепления с асфальтом, но замедление не страдало. Завершить торможение можно высоким «детским» стоппи, что сэкономит немного тормозного пути перед самой остановкой. Что касается скользкой дороги, дубовых покрышек, более тяжелого мотоцикла или развесовки круизера – тут более эффективно тормозить на грани блокировки обоими колесами. Но тормозное усилие, требуемое для блокировки заднего колеса в принципе зависит от тормозного усилия на переднем колесе, так как при торможении вес мотоцикла переносится вперед. Поэтому поймать грань блокировки заднего колеса сложно, и лучше всего это делать, ослабляя тормозное усилие на уже заблокированном заднем колесе. Но этим следует заниматься только после того, как добились максимально возможного торможения передним колесом. Кто считает, что в экстренной ситуации сможет осилить более сложное, но и более эффективное торможение – вперед на тренировки! 🙂


Автор:
 

18 ответов в “Экстренное торможение на мотоцикле”

  1. EpHu ответил:

    Не понимаю вообще, почему люди боятся блокировки заднего колеса.
    Мало того, что словить лоу сайд или тем более хайсайд довольно тяжело, для этого нужно специально глубоко наклонять моц, так еще и заблокированное колесо замечательно может помочь заправить моц в поворот (даже на высоких скоростях)

    Если я не прав, поправьте. Т.к. я делитант с теоретической т.зрения.

  2. Алексей ответил:

    EpHu, ну боятся потому что страх вообще иррационален. 🙂

  3. Narayan ответил:

    Так как пришел в Спортбайк из профессионального Даунхилла (экстремальный горный велосипед), то вобще не вижу проблемы в управлении двухколесной техникой с заблокированным задним колесом. В DH огромная часть дистанции на соревнованиях проходится с заблокирванным задним колесом. Это позволяет: а) улучшить маневренность б) тормозить тогда, когда передним колесом тормозить просто нельзя (повороты, ямы на спуске, круые спуски и т.п.). Так почему бы не использовать эту технику на спорт байке? Причем спорт байк на заблокированном заднем колесе ведет себя намного стабильнее чем велосипед. Легко освоил блокировку заднего на мотоцикле. Думаю что за 1-2 дня тренировок этот способ освоит любой, а дальше можно уже учиться искать грань на переднем.

  4. sVD ответил:

    EpHu, словить хайсайд — вовсе не так сложно)
    При экстренных торможениях всегда стараюсь нажать задний тормоз за «секунду» до нажатия переднего. Да, это загружает переднее колесо, одновременно как бы «тянет» назад за заднее колесо, перед основным торможением.

  5. Авиатор ответил:

    Экстренное торможение, это конечно хорошо. Но вот вопрос про управляемость при таком торможении. Мне кажется врезаться в объект на скорости 30 на мотоцикле, гораздо лучше чем закатиться, упавши с мотоцикла, под колеса препятствия. Что блокировка заднего тормоза, что ступенчатое торможение вызывают либо потерю управления и увеличение тормозного пути.

    Да, и не надо так про ABS. Пока что электроникой надо Уметь пользоваться, а не довить со всей дури на Один тормоз. Да-да, даже интегрированная ABS позволяет дозировать по Разному усилия на переднем и заднем колесах.

  6. Алексей ответил:

    Но вот вопрос про управляемость при таком торможении

    Управляемости при таком торможении нет. 🙂 Тем, кто умеет экстренно тормозить в наклоне, читать такие статьи уже поздно, так как ничего нового тут узнать не получится. 🙂

    Пока что электроникой надо Уметь пользоваться

    Системами ABS на мотоциклах после 2007 года уметь пользоваться не нужно, достаточно давить изо всей дури, остальное ABS сделает сама. Даже в случае, когда ABS не интегральная. Сейчас даже появляются компьютерные тренажеры для начинающих мотоциклистов, которые учат в экстренном случае давить рычаг тормоза изо всех сил до самого последнего момента. Что-то вроде: «Отключи рефлексы — доверься электронике».

  7. funrider ответил:

    Моими первыми мотоциклами были honda vfr800,а потом bmw k 1200s .Оба с интегральной ABS. И должен подтвердить ,что не имея никакого теоритического знания об экстренном торможении, тормозил просто как на машине (за исключением торможения в повороте -там даже такие тормоза нельзя пережимать). Конечно теперь вспоминая некоторые ситуации понимаю, что с «обычными» тормозами дело кончилось бы плохо.

  8. Авиатор ответил:

    funrider, а вот такой вопрос, вы не заметили разницы между работами АБС’ами?

  9. funrider ответил:

    Сложно сказать по поводу ABS на VFR-е, пока не умел -ездил осторожно, а на KS-e она работает замечательно- по неопытности тормозил в дождь на разметке, с большой скорости «на юз «-там ,где на асфалте попадался песок- и всегда без проблем. ABS срабатывала не раньше чем требуется и -что самое главное -не позже. При этом действие абсолютно предсказуемо.

  10. Авиатор ответил:

    funrider, Может быть странный вопрос, но все же: не могли бы вы детально вспомнить как тормозили, последовательность нажатий на рычаги, усилия, коррекция усилий, была ли ступенчатость? Как вы опредляли, что ABS сработал?

  11. funrider ответил:

    Очень хорошо помню,как ABS сработала первый раз.Ехал в дождь по новой риге, скорость была совсем не большая, когда перестраивался из одного ряда в другой,машина ,которая ехала впереди ,резко начала перестраиваться прямо передо мной.Я схватил до упора передний тормоз(задним тогда вообще не пользовался т.к. передний интегрированный с задним), а переднее колесо в этот момент оказалось на новой жирной разметке.
    Мот слегка неприятно вильнул при начале торможения, а потом сразу затрещал ABS-ом(когда он срабатывает не ошибешься-щелчки явно чувствуются через руль на руки)траектория выравниваетя ,но первый раз это очень неожиданно.Потом много раз пробовал понять как ABS срабатывает. Когда тормозишь на сухом асфальте-система не работает вообще -достаточно самих тормозов, а вот на мокром и ,когда попадается песок срабатывает явно, если схватить тормоз «на юз» причем не мгновенно ,а с очень короткой задержкой.

  12. Авиатор ответил:

    funrider, и последний вопрос, какого года у вас БМВ мотоцикл?

  13. funrider ответил:

    2006-го

  14. Авиатор ответил:

    А вот теперь представте себе, что я слышал срабатывание АБС только 4 раза. 1. на льду. 2. когда специально демонстрировал. 3. на грунте, как и нальду, пока не научился владеть ей. 4. когда поставил свеженькую резинку вперед и спциально ссилой на 30 жмакнул тормоз.

    Правильная работа АБС тогда, когда вы его не слышит 😉

    Жаль у вас не 2007, тогда бы я ещ чего сказал 😉

  15. Алексей ответил:

    Правильная работа АБС тогда, когда вы его не слышит

    А что делать тем, у кого специально ABS сделана так, чтобы показывать, что она работает? 🙂

    Жаль у вас не 2007, тогда бы я ещ чего сказал

    Да ладно, 2007 — это приблизительная дата. 2006 тоже можно считать. А то как же мы узнаем про то, как правильно пользоваться антиблокировочной системой? 🙂

  16. S1LvER ответил:

    А меня еще в 15 лет научили не бояться блокировки заднего колеса — на сухом асфальте практиковался, даже на той древней технике (Юпитер пятерка) все получалось. Вообще, такие навыки на уровне рефлексов очень помогают — когда не боишься блокировать заднее колесо, а вместо этого уже думаешь о других составляющих процесса ))

  17. etwas ответил:

    у меня бмв 99 года с абс, и работает ровно как описано выше, т.е. перехвати тормоз и с небольшой задержкой пошли щелчки.

  18. Plan ответил:

    Месяц назад испытал радость экстренного торможения на Triumph Sprint ST (без АБС). В тот момент статьи, конечно, не читал, но видимо интуиция не подвела. Сделал все как описано выше, но не хватило всего немного… В результате — правым передним указателем поворота влетел в левый задний стоп сигнал тойоты камри (очень старой) от чего стоп у японца немного треснул. От удара мотоцикл завалило налево, итог — помял заднюю правую дверь депутатской машины. Что примечательно — мотоцикл удержал. У моего коня только царапин. Надо сказать, что в таком юзе аппарат как локомотив идет по своей векторной прямой и главной задачей было избежать его падения.
    Больше всех не повезло водителю тойоты – это оказался таджик, у которого отсутствовало все – страховка, тех. осмотр, куча доверенностей. У него потом ГАЙцы номера сняли и машину на штраф стоянку.

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.