Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Существует много мнений, какое масло лить в мотор мотоцикла при его замене. Причем они часто бывают противоположными: от «лить только самый дорогой гоночный Мотул» до «лить любое автомобильное масло». Лично я смотрю, чтобы на покупаемое масло было сертифицировано JASO MA. Если же мы обратимся к руководству по сервисному обсдуживанию большинства мотоциклов, то обнаружим там следующие требования к маслу: вязкость масла SAE 10w40 и сертификация по API SG/SH. Как ни странно, но упоминание о том, что мотоциклу требуется специальное «масло для мотоциклов», там отсутствует. Хотя нет, достаточно старые документы утверждают, что использование полностью синтетеческого масла может вызвать проскальзывание и выход из строя мокрого многодискового сцепления. Отсюда следуют глобальные выводы о том, что синтетика более скользкая. В общем, все запутано, поэтому начинаем рыть стандарты, а выводы пусть каждый делает для себя сам.

Первый вопрос при выборе масла – будет ли это минералка, полусинтетика или полная синтетика. Разница лишь в способе изготовления масла – минеральное получают перегонкой нефти, синтетику получают искусственными методами. Полусинтетика – это смесь минеральной основы с синтетическими компонентами. Кроме всего прочего масло содержит всякие дополнительные компоненты, которые назовем присадками – это цинк, сульфаты и всякая другая ерунда, которая служит для укрепления смазывающей пленки и уменьшения трения. Кроме этого, некоторые присадки служат для уменьшения видимого дыма, так называемые золообразующие присадки, и моющие присадки, которые смывают всякие отложения в моторе и заодно не дают забиться маслянному фильтру. Так как количество всякой ерунды в масле может быть любым, то придумали стандарты, которые гарантируют, что масло обладает определенными, необходимыми именно для данного типа двигателя, свойствами.

Первый стандарт API (American Petroleum Institute). Самый наверное старый маслянный стандарт и именно его указывают в требованиях к маслу большинство производителей мотоциклов. Используется двухбуквенное обозначение, например SH, где первая буква определяет тип двигателя, для которого предназначен данный стандарт (S (Spark) – бензиновый, C (Compression) – дизельный), а вторая буква обозначает качество масла. К сожалению SG и SH уже достаточно древние спецификации, поэтому я не обнаружил точного описания тестов. Зато есть список отличия SH от SJ:
— уменьшено допустимое содержание фосфора, так как он признан вредным для катализаторов.
— ужесточены требования насчет выкипания мала, которое ведет к повышенному его расходу, что опять же вредно для катализаторов.
— новые критерии для теста экономичности топлива, естественно в сторону увеличения экономичности, т.е. масло должно быть более скользким для уменьшения сил трения в моторе
— изменены требования к некотором лабораторным тестам, таким как тест на вспенивание, фильтруемость и расщепление под действием высоких температур.

Получить представление о лабораторных и моторных тестах API можно из вот этого документа API Engine Oil Classification

Как мы видим, в современном мире случаются чудеса, и иногда на канистре с маслом пишут «Для дизельных моторов» и сертифицируют это масло в том числе и для старых бензиновых моторов (API SH). Это означает, что тесты API признали его годным для эксплуатации в бензиновых моторах указаной категории. Вот еще один пример двойной сертификации масла для дизельных двигателей, поэтому такой случай нельзя назвать единичным.

Когда американцы делали двигатели по принципу «мало мощности – добавь объем», европейцы уже начали заботиться об эффективности двигателей. Вызвано это заботой о экологии или, что более вероятно, дороговизной бензина – не важно, но факт в том, что понадобилась другая классификация моторных масел. Европейский стандарт называется ACEA и сертифицирует моторное масло для использования в бензиновых и дезельных двигателях. Выглядит это так: ACEA A3/B3, что означает масло для использования в бензиновых (A) и дизельных (B) двигателях, где цифра означает тип двигателя. К примеру 1 – двигатели, расчитанные на очень скользкое масло. Описание маркировки, лабораторных и моторных тестов ACEA 2007 года.

Что интересно, европейцы сначала разделили масла и их тесты на дизельные и бензиновые, но в 2004 году от этой идеи отказались, поэтому сейчас A3/B3 означает одну категорию, таким образом масло подходит и для бензиновых, и для дизельных двигателей. Совсем правильная маркировка должна содержать год стандарта, например ACEA A3/B3-04, но это встречается не часто. А зря, потому что вот разница между требованиями ACEA A3/B3-04 и A3/B3-08. Кроме этого, на сравнительном графике можно увидеть маркировку API SJ, которая сейчас наиболее часто встречается на моторных маслах, сертифицированных по ACEA.

Кроме этого, существуют еще стандарты, продвигаемые конкретными производителями автомобилей. По требованиям к маслу, пожалуй, всех переплюнул Мерседес со своим стандартом MB 229.5

В принципе, можете сами поигратся сравнением стандартов по этой ссылке http://sas-origin.onstreammedia.com/origin/lubrizol/EOACEA2009/RP/PC/index.html

Существует еще некоторая классификация ILSAC, направленная в основном на экономию топлива, но я, пожалуй, ограничусь поиском материалов по API и ACEA. Так вот, чтобы у мотоциклистов не случилось короткое замыкание в могзе, японцы придумали сертификацию масла по стандарту JASO. Суть ее простая: маркировка JASO MA – значит масло подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением, JASO MB – соответственно не подходит. Две редакции стандарта JASO доступны вот тут

Первая редакция JASO T 903 1999 год, вторая редакция 2006 год

Внимательное изучение данного чтива показывает, что главным критерием пригодности масла для мотоцикла с мокрым сцеплением JASO выбирает три параметра: динамический индекс трения, статический индекс трения и индекс времени остановки. Как они их вычисляют – не суть важно, но получается что JASO MA масло с высоким коэффициентом трения, а JASO MB – с низким, уже не пригодное для мокрого сцепления. Ревизия стандарта JASO привела к пересмотру списков стадартов API и ACEA, которые могут тестироваться по тестам JASO – к примеру масла API SL были исключены из данного списка. Кроме этого было введено ограничение на содержание фосфора, так как в очень многих мотоциклах появились катализаторы. И класс JASO MA был разбит на два подкласса MA1 и MA2. Отныне JASO MA2 – самый полезный для мокрого сцепления.

Кратко про изменения стандарта JASO

Таким образом, «мотоциклетный» стандарт может быть на моторном масле, классификация которого по API отличается от указанного производителем API SG/SH. Первая редакция, кроме соответствия индексов трения, требует соблюдения буквально следующих норм: образования пепла, испарения, пенообразования, стабильности и высокотемпературной (при 150С) стабильности. Самый волнующий владельцев высокооборотистых спорбайков параметр устойчивости к пенообразованию выглядит как 10/50/10 для трех стандартных лабораторных тестов, что полностью идентично требованиям API SH. Вторая редакция JASO конечно более суровая, но идея первой редакции понятна – лейте почти все, что угодно, лишь бы это не вредило мокрому сцеплению и было уже сертифицировано одним из других стандартов API, ACEA (полный список – в спецификации JASO).

Так может ли масло для дизельных двигателей как-то повредить бензиновому мотору? Может, если у него «бензиновая» спецификация, которая не соответствует требуемой. В остальных случаях – для этого нет никакой причины. А возможно в дизельном масле есть какие-то особые «дизельные» присадки или акценты при выборе присадок расставлены как-то иначе, как в случае с гоночным маслом и маслом для уличного использования? Да, действительно масло для дизеля может быть менее скользким, чем это нужно для современных бензиновых двигателей. Поэтому лить его в современные бензиновые автомобили нельзя. А двигатели современных мотоциклов практически все спроектированы именно под это не слишком скользкое масло – по другому нельзя, т.к. в моторе и сцеплении находится одинаковое масло. Так же там может быть повышенное содержание присадок, которые препятствуют окислению масла – это из-за того, что в дизельном топливе допускается повышенное содержание серы.

Открываем стандарты на топливо

Как видим, неэтилированный бензин и дизельное топливо делятся на категории и классы. Классы нам не особо интересны – они указывают на температурные особенности окружающей среды, в которой будет использоваться топливо. А категории уже интересней – они определяют качество топлива (1 категория – очень плохо, 4 – очень хорошо). Если мы возьмем содержание серы в топливе самой плохой категории, то она составит 1000 mg/kg в бензине против 2000 mg/kg в дизельном топливе. Как видим, разница не большая. Поэтому критических отличий в комплекте присадок быть не должно.

Не убедительно? Ок, есть мнение, что в российской нефти более повышенное содержание серы, чем к примеру в иранской, которую закупают нефтеперерабатывающие заводы западной Европы, стандарты которых я только что пролистал. Открываем ГОСТ Р 51105-97. «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин» и находим там вот что: «Массовая доля серы,%, не более — 0,05». Таким образом содержание серы в бензине A-92 по ГОСТу где-то между 0.2% и 0.03%, т.е. между I и II категориями европейского дизельного топлива. Но не все так плохо, потому что первая категория бензина по европейским нормам может содержать 0.1% серы. Исходя из этих цифр — даже если в моторном масле и содержатся антиокислительные присадки в некотором избытке, если заправляться бензином четвертой категории, то они пригодятся при использовании бензина первой категории или что-то около того…

Все, конец сказки про белого бычка. Я не призываю всех прекратить покупать мотоциклетное масло и перейти на более дешевый вариант. Тем более, что масло для дизельных двигателей бывает разное, включая то, что расфасовано в канистры из цистерн для смазки двигателей электровозов и, естественно, не имеет никакой бензиновой сертификации. То дизельное масло, которое имееет бензиновую сертификацию, мой мотоцикл кушает и не жалуется.

Пример заливания дизельного масла в мотоцикл


Автор:
 

29 ответов в “Дизельное моторное масло для мотоциклов – копаем стандарты”

  1. Владимир ответил:

    Ну раз уж зашла тема об экономии, то зачем юзать AGIP, и почемы бы не юзать кооповское или мигрошное масло, аля miocar или coop quality garantee? 🙂

  2. Алексей ответил:

    Хм, первый, кто понял из всей статьи только четыре буквы (AGIP), уже отметился. 🙂

  3. kickstarter.org ответил:

    Владимир, если речь идёт о ваших локальных супермаркет-марках, то стоит к ним присмотреться. Мы во Франции льём как раз масло из супермаркетов, после того как местные мото-ассоциации путём лабораторных тестов выяснили что эти супермаркет-марки являются марками известными (типа Мобил1) но в другой упаковке.. И чуть ли не вдвое дешевле.

    Алексей, отличная статья, я сам давно собирался сделать апдейт своим очеркам на эту тему но лучше сделать не получится. Разве что можно добавить тот момент, что далеко не все масла сертифицируются по JASO.. Похоже это связано с рынками сбыта и географическими особенностями. Вон взять например тот-же бодяжный Ipone, состав которого меняется из года в год.. Там то есть JASO то нету.. 🙂

    Еще вот довод — у нас дешёвая синтетика идет с маркировкой «дизель/бензин» 🙂 Её и льём. В мануале Априлии было написано не юзать синтетику, однако с «дизельной» крутится заметно веселее, на холостых работает ровнее, и ничего не проскальзывает. В общем — рулез.

  4. Алексей ответил:

    Еще вот довод — у нас дешёвая синтетика идет с маркировкой “дизель/бензин”

    Да очень много разных вариантов. Я в 2009 сезоне откатал 20 литровую канистру синтетики со спецификациями API SJ, JASO MA, ACEA A3. Полет нормальный и на спорте и на эндуре, хотя на канистре было написано, что это масло для мотоциклов. 🙂 Зато категория API SJ, а не рекомендованая API SG/SH.

  5. Владимир ответил:

    Владимир, если речь идёт о ваших локальных супермаркет-марках, то стоит к ним присмотреться.

    fanatic, да, именно об этом я и говорю. На этих супермаркетовских маслах еще стикер обычно «сделано в австрии», поэтому внушает доверие :). Правда, я все же переплачиваю чуток и беру Mobil … Так спокойнее.

  6. Владимир ответил:

    Хм, первый, кто понял из всей статьи только четыре буквы (AGIP), уже отметился.

    🙂 Статья полезная, много подчеркнул. Но если речь о том, что дешевые масла все равно катят, почему бы не брать именно дешевые которые продаются у нас в супермаркетах? Смысл переполачивать? Я просто вижу что ты сам себе противоречишь в этой статье.

    Я сравнивал параметры API для mio car (мигрошное дешевое масло) с Mobile SemiSyntetic 10w-40 и Castrol Magnatec 10w-40. Везде одинаковые параметры, но:

    1. mio car стоит 40 баксов за 5 литров
    2. Мобил 49 за 4 литра
    3. кастрол 60 за 4л.

    С таким успехом можно брать мигрошное дешевое масло которое сделали в австрии и не тратить деньги.

    З.Ы. Я же для машины на днях купил кастрол … Ну, 20 баксов переплаты для меня мелочь, зато ездится спокойнее 🙂

  7. Алексей ответил:

    Владимир, речь вообще не идет о том что дешево и что дорого. Эта статья посвящена в основном тому, какие масла можно выбирать для МОТОЦИКЛА, если рядом нет МОТОМАГАЗИНА. А финансовый вопрос возникает только тогда, когда масло меняют не один раз в год, а чуть более часто. 🙂

    Если рассматривать масла, которые заливаются в машины, то я заливаю масло стандарта MB 229.5, которое покупаю по цене 140 фр за 20 литровую канистру там же, где беру масло JASO MA для мотоциклов за 120-130 фр. в такой же канистре 🙂 Это значительно дешевле, чем швейцарских супермаркетах, особенно если учесть, что мне нужно около 8.5 литров для одной замены масла.

  8. Владимир ответил:

    🙂

  9. kickstarter.org ответил:

    мы массово закупаемся «дизельной» синтетикой по 20 евро за 5 литров 🙂 На ней ездит даже газонокосилка.. 🙂 Аминь!

  10. Владимир ответил:

    Пришла пора и мне думать о замене масла перед началом сезона.

    Отпишусь тут какие у нас масла в супермаркетах продаются и почем 🙂

  11. Владимир ответил:

    Сьездил на обед в супермаркет Migros что рядом возле работы. Масел для мотоциклов там конечно было не много … Для 4 тактных были две разновидности Castrol.

    Первая Racing по 28 баксов за литр: Castrol racing

    Вторая не Racing по 22 бакса за литр: Castrol non racing

    На фото я попытался показать спецификации масел (слева спецификации, справа — лицевая сторона масла)

  12. Алексей ответил:

    В Coop или Jumbo найдешь Mobil 1 с такой же спецификацией (API SJ / JASO MA) и приблизительно такой же стоимостью.

  13. Владимир ответил:

    В Migros кстати еще есть масла для автомобилей следующего вида, некое Mix (made in Austria)

    Нужно будет глянуть точную спецификацию масла для моего CBR 600 F4i и сравнить.

  14. Narayan ответил:

    Прочитал но не совсем понял что смело можно экономить не покупая дорогое мото масло. Но вот вопрос — имеет ли смысл заливать в спорт дорогую авто синтетику (стоит она у нас на уровне дешевой мото минералки)?
    Цель — сделать моему мото приятно, точнее за те же деньги делать ему приятнее, чем сейчас.
    Мотоцикл R1 00г.
    В мануале про масло — 10w30/10w40 API SE/SF
    Сейчас в картере — Yamalube 10w40 API SJ, JASO MA
    Хочу залить — Mobil1 (автомобильное) 10w60, API SL/CF, ACEA A3/B3/B4.
    Добьюсь ли я желаемого такой заменой и не загублю ли сцепление?

  15. Алексей ответил:

    Добьюсь ли я желаемого такой заменой и не загублю ли сцепление?

    Есть такая вероятность, так как масло не сертифицировано по JASO MA и API SL может содержать присадки, которые заставят проскальзывать сцепление. Проверить просто. Покупаешь новый набор дисков сцепления и экспериментируешь. С мотором точно ничего страшного не случится, насчет сцепления — вопрос. И какой смысл лить 10w60?

  16. Narayan ответил:

    Уж шибко быстро кушает моя R1 Yamalube на высоких оборотах. Т.е. буквально в режимах 180-250 км/ч при оборотах 8-11 тыс. после нескольких дней катания заметно падает уровень масла. Вот я и подумал, что синтетика, да еще и 10w60 будет лучше держать такие нагрузки. Yamalube то минералка.

    Кстати ни на одном из авто масел что поставляются в Россию я не видел сертификации JASO MA. Наверное экономят.

  17. a.leo.pard ответил:

    Хм. Я ездил на Maxima Maxum, в прошлый раз залил Motul 300v — на канистрах есть JASO MA. Narayan, у тебя ж ямаха. Что удивляешься? 😀

  18. Алексей ответил:

    Вот я и подумал, что синтетика, да еще и 10w60 будет лучше держать такие нагрузки.

    Ну в принципе w60 может чуть меньше уходить, если там проблема с изношенными кольцами в цилиндрах.

    Кстати ни на одном из авто масел что поставляются в Россию я не видел сертификации JASO MA

    А какой смысл сертифицировать масло для автомобилей мотоциклетным стандартом? В последнее время многие производители даже ленятся рисовать бензиновую спецификацию на масле для дизельных автомобилей. Видимо считают, что таких древних бензиновых двигателей в природе не осталось, которым нужно API SG/SH.

  19. poligraph ответил:

    Narayan, у меня конечно не спорт, но с начала сезона при частой езде на высоких оборотах масло вообще не ушло. Заливаю синтетика Castrol Power1 Racing 10w50. Мотоцикл Honda VF800. Опять же как химику мне ближе синтетика и теоретически синтетика меньше учавствует в процессе сгорания топлива. Да и если хочешь залить 10w60 AGIP выпускает мотоциклетное, зачем эксперименты с автошным?

  20. a.leo.pard ответил:

    О! А тут кто-нибудь про Liqui Moly слышал? Пользуется? Вот пример их мотоциклетного масла: http://www.liqui-moly.de/liquimoly/produktdb.nsf/id/e_1525.html

    Никакого JASO MA/MA-2 нет, хотя остальные их масла сертифицированны JASO MA.

  21. Narayan ответил:

    Да и если хочешь залить 10w60 AGIP выпускает мотоциклетное, зачем эксперименты с автошным?

    Просто дело в том, что я из далекого сибирского города Новокузнецк и в нашем родном городе из мотомасел есть только Motul, Yamalube и Repsol. Все это дело стоит не по детски, вот я и подумал за те же деньги купить масло получше.

  22. Алексей ответил:

    a.leo.pard, конкретно данным маслом не пользовался, но JASO MA у него есть. «API SL JASO MA-2» из PDF по ссылке. Вообще сейчас любое не паленое масло можно спокойно использовать. Вопрос только в ресурсе масла, но это каждый должен смотреть индивидуально, так как на этот ресурс влияют немерянно факторов. Вот, Дукати утверждает, что в их мотоциклах Shell Advance Ultra 4 бегает по 12000 без проблем. Это чего, мне теперь в трековом мотоцикле менять масло года через три? 🙂

  23. Алексей ответил:

    в нашем родном городе из мотомасел есть только Motul, Yamalube и Repsol. Все это дело стоит не по детски

    У меня Ямаха XTZ 660 тоже жрет масло на высоких оборотах. Поэтому сейчас она ездит на самой дешевой автомобильной минералке со спецификацией API SJ (это абсолютный минимум, который я смог найти в наших краях). Выбор автомобильного масла производился по критерию «самого плохого» масла, это как раз то, что нужно для мотоцикла с мокрым сцеплением. Однако, все что не попадает под спецификацию, рекомендованную производителем мотоцикла — лотерея, т.е. нужно пробовать. В зависимости от мощности мотоцикла и степени усталости сцепления в нем, на автомобильном масле один мотоцикл сможет ездить, а другой отшлифует сцепление. Иногда избежать проскальзывания сцепления поможет мспользование более жестких пружин сцепления. Короче, если хочется сэкономить на масле — это творческий процесс. 🙂 Если сильно жрет масло, то возможно экономически более выгодно ездить на автомобильном масле и раз в сезон менять сцепление…

  24. a.leo.pard ответил:

    Спасибо, я поленился вечером почитать пдф-ки. У нас есть оффициальный дилер Liqui Molly, так что масло должно быть нормальным. Стоит оно, почему-то, сильно дешевле мотюля. Страшит отстутсвие упоминания ликви-молли на американских ресурсах 😉

  25. Алексей ответил:

    The products are sold in Germany and in 90 other countries. In the U.S., LIQUI MOLY products are available under the brand LUBRO MOLY. 🙂

  26. poligraph ответил:

    Алексей, на просторах СНГ ниразу не встречал автомобильного масла со спецификацией API SE, SF, SG, не говоря уже про SJ.

    Narayan, ну тогда это лотерея. У нас Repsol RP MOTO RACING 4T 10W50 стоит примерно 14-15 уе литр.

  27. Алексей ответил:

    на просторах СНГ ниразу не встречал автомобильного масла со спецификацией API SE, SF, SG,

    Это редкость, нужно искать масло для дизельных двигателей, там может быть указана и нужная бензиновая спецификация. Вот пример http://moto.swissblog.ru/esli-nuzhno-srochno-dolit-maslo.html

    не говоря уже про SJ.

    API SJ более новая спецификация, ее еще реально встретить среди масел для бензиновых автомобилей нижнего ценового диапазона.

  28. Narayan ответил:

    To Poligraph а у нас Repsol 18-19, Motul 7100 10w50 23 у.е., Motul 300V 26 у.е. Yamalube 4 10w40 11 у.е. Буду и дальше лить ямалюб.

    Такой разбег в ценах видимо потому, что все кроме ямалюба возять диллер-виллеры из мототусовки, а Ямалюб свободно продается у оф. диллера Ямахи, но мотоциклисты к оф диллеру не ходят, а предпочитают покупать у диллер-виллеров (т.е. по знакомству) Мотюль и Репсол по заоблачным ценам. Начитавшись много всего по поводу масел пришел к выводу — буду лить Ямалюб и менять его через 2,5 — 3 тыс.

  29. a.leo.pard ответил:

    Я сегодня сменил мотюль 300V 10w40 на ликви-моли 10w50 syn. Мотюль я покупал этой весной за где-то $87/4L, ликви-моли сегодня взял за $70/5L. А ещё сменил высохшие покрышки метц. м3 на повер пьюр 😉

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.