Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Когда в радиатор нельзя заливать обычную охлаждающую жидкость, приходится ездить на чистой воде. Обычно это связано с тем, что спортивные мероприятия на асфальте проходят более спокойно, если из пробитых радиаторов вытекает чистая вода, а не скользкий антифриз. Однако,  использование воды может привести к некоторым неприятностям.

Во-первых, это закипание. Как правило чистый антифриз кипит при более высокой температуре, к примеру 160 градусов по Цельсию. При смешивании с водой температура кипения понижается, но все равно остается выше 100 градусов. Смешивание с водой требуется для того, чтобы увеличить теплоемкость смеси, потому что чистый антифриз хотя и не закипает, но его теплоемкость (т.е. способность переносить тепло) хуже теплоемкости воды. Таким образом, вода для трека лучше, так как лучше охлаждает мотор, но существует реальная опасность перегрева — т.е. при закипании воды в радиаторе охлаждение мотора практически прекратится. В реальности начинать волноваться следует после того, как на приборке появится цифра 102 градуса или около того — в радиаторе вода находится под давлением,  поэтому кипит при чуть более высокой температуре.

Во-вторых, коррозия лопаток водяной помпы. Актуально для длительного хранения мотоцикла с чистой водой в радиаторе. При длительной эксплуатации на воде возможен также и более быстрый износ сальников водяной помпы вследствие того, что смазывающие свойства воды хуже. 

В-третьих, высокотемпературная коррозия алюминия. На самом деле алюминий — очень химически активный металл, который бурно реагирует с водой,  выделяя при этом свободный водород. Всему этому мешает оксидная пленка, которая образуется на поверхности алюминиевой детали под действием кислорода, находящегося в воздухе. При разрушении этой пленки алюминий растворяется в воде. 🙂 Разрушить ее можно механически (например трением) или химически, для этого сгодится раствор какой-нибудь щелочи.

Поэтому под термином "чистая вода" буквально понимается дистиллированная вода, которая получается при испаренни и конденсации обычной воды, или деионизированная вода — это почти то же, что и дистиллированная, только способ ее получения дешевле. В этом случае каким-то образом из воды убирают все ионы, кроме H+ и OH-. Как именно это делают — х.з., я в детали не вникал. Такая вода не вредит радиатору при обычных температурах, но при нагреве возможна медленная коррозия. Происходит это потому,  что даже в чистой воде есть щелочные ионы OH-, к которым не равнодушен оксид алюминия из которого состоит защитная пленка на поверхности этого металла. 

Чтобы предотвратить такую коррозию вообще, в воду добавляют антикоррозионные присадки, специально разработанные для алюминиевых двигателей. Кроме этого, в состав таких присадок входят вещества, которые препятствуют образованию пузырьков воздуха при локальном нагреве (устаняют эффект локального закипания),  что способствует улучшению теплообмена. Примеры таких чудо-добавок: Red Line Water Wetter или Motul MoCool. Есть и такие, кто добавляют в воду около 5% обычного антифриза для алюминиевых двигателей — просто заливают воду, не промывая систему охлаждения. 


Автор:
 

8 ответов в “Дистиллированная вода в радиаторе”

  1. poligraph ответил:

    оксид алюминия крайне инертное соединение, разрушить его можно только в расплавленной щелочи. ну и механически конечно :). так что те ионы OH- что есть в любой воде, ему не навредят.

  2. Алексей ответил:

    Нет, для разрушения пленки достаточно водного раствора щелочи при комнатной температуре. 🙂
    Конечно, в чистой H2O ионы OH- сбалансированы H+, но как тогда объяснить медленную коррозию в чистой воде? Возможно, откуда-то берутся примеси солей или щелочей…

    По отношению к воде алюминий вполне устойчив. Но если механическим
    путем или амальгамированием снять предохраняющее действие оксидной пленки,
    то происходит энергичная реакция:

    2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2(

    Сильно разбавленные, а также очень концентрированные HNO3 и H2SO4 на
    алюминий почти не действуют (на холоду), тогда как при средних
    концентрациях этих кислот он постепенно растворяется. Чистый алюминий
    довольно устойчив и по отношению к соляной кислоте, но обычный технический
    металл в ней растворяется.
    При действии на алюминий водных растворов щелочей слой оксида
    растворяется, причем образуются алюминаты — соли, содержащие алюминий в
    составе аниона:

    Al2O3 + 2NaOH + 3H2O = 2Na[Al(OH)4]

    Алюминий, лишенный защитной пленки, взаимодействует с водой, вытесняя
    из нее водород:

    2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2(

    Образующийся гидроксид алюминия реагирует с избытком щелочи, образуя
    гидроксоалюминат:

    Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]

    Суммарное уравнение растворения алюминия в водном растворе щелочи:

    2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2(

    Алюминий заметно растворяется в растворах солей, имеющих вследствие их
    гидролиза кислую или щелочную реакцию, например, в растворе Na2CO3.

    Или то же с фотографиями http://chemistry-chemists.com/Video/Aluminium-sodium_hydroxide.html

  3. poligraph ответил:

    такой опыт в лаборатории не проводил. признаюсь честно.
    но вы когда-нибудь имели дело со 100% NaOH? дистилированная вода имеет pH — 7. щелочь pH-13.
    Если в магазине или в кране вода с pH близким к 13, тогда да, не стоит ее заливать.

    Вспомните, что еще недавно на кухнях активно использовали алюминиевую посуду. Алюминиевые линии электропередач десятилетиями служат в любую погоду — и в солнце и в дождь.

  4. Алексей ответил:

    такой опыт в лаборатории не проводил. признаюсь честно.

    Я тоже специально так не делал, это когда-то в школе показывали. 🙂

    но вы когда-нибудь имели дело со 100% NaOH?

    А зачем 100% NaOH? У нас же нет задачи растворить блок цилиндров и радиатор втечение нескольких минут. 🙂 Тут скорее проблема в том, что в очищенной воде все равно могут быть примеси или еще что-то, что приводит к медленному окислению аллюминия. И при температуре металла около 90 градусов что-то безобидное при обычной температуре может привести к коррозии, естественно для этого понадобится какое-то время. Во всяком случае, стальные лопатки помпы ржавеют в старом антифризе — это факт. Хотя по идее вроде бы не должны — электролита для гальванической коррозии нет, кислорода вроде бы тоже. Но видимо кислород все же растворяется в воде и делает свое черное дело. На алюминии тоже белый налет иногда появляется. Почему? Моя версия: в чистой воде все равно идет реакция окисления, только скорость разрушения алюминия не такая быстрая, как при полном удалении защитной пленки.

  5. kickstarter.org ответил:

    water wetter (о чем собственно название и говорит) прежде всего понижает поверхностное натяжение воды, что улучшает теплообмен.. В купе с понижением кислотности — да, то что надо для трэковых аппаратов, которые не рискуют замёрзнуть. Впрочем воспользоваться остальными преимуществами кроме антикоррозийных на обычном трэковом мотоцикле со стоковым мотором не выйдет.. А вот на турбированных аппаратах и на дрегстерах всяких — да! Например заметно снижается риск что голову поведёт, снижается риск локальных перегревов. И систему охлаждения отмывает хорошо, антифризы эти — та ещё дрянь..
    Когда-то даже в машину заливал (уменьшенный радиатор), вентилятор включался крайне редко. Сейчас со «слабым» антифризом достаточно постоять на светофоре — включается. Что будет если залить «полярный» боюсь представить.. 🙂

  6. Алексей ответил:

    Впрочем воспользоваться остальными преимуществами кроме антикоррозийных на обычном трэковом мотоцикле со стоковым мотором не выйдет..

    Совершенно верно, вода и так охлаждает отлично. Помпа на высоких оборотах очень хорошо ее гоняет по системе охлаждения. Дима, а ты Red Line в Англии заказываешь или у вас где-то местный дилер есть?

  7. kickstarter.org ответил:

    дилеры есть и у франков и у швецарцев, но цены там х2. Я прямо на сайте Редлайна их и находил, хотя может уже не актуальны.. Когда-то взял «оптом» десять флаконов на штатовском ибее. Если решишь брать — можем скинутсья, я бы повторил. Ну а так как мне не срочно — то заберу при случае.. 🙂

  8. Алексей ответил:

    Я по гуманным ценам покупал в Великобритании прямо на сайте Red Line Europe. Не знаю, в принципе можно еще Мотул попробовать. Хотя мне тоже не срочно, я пока залил воду только в расширительный бачок. 🙂

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.