Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Существует статическая и динамическая балансировка колеса. Статическая — это уравновешивание массы относительно центра вращения, а динамическая — это устранение осевых биений колеса, т.е. чтобы вращающееся колесо не пыталось двигать в пространстве ось вращения. В силу малой массы и ширины мотоциклетных колес, а также сравнительно высокой точности их изготовления, динамическая балансировка нас не интересует и можно обойтись только статической. Впрочем, необходимость в динамической балансировке может возникнуть при использовании спицованых колес, которым нужно правильное подтягивание спиц. Однако и в этом случае  проблему лучше всего устранить в первоисточнике, а именно — устранить биения колеса правильной подтяжкой спиц. Кривые и плохо выправленные диски не рассматриваем — они могут не балансироваться в принципе. Итак, переходим к процессу статической балансировки.

Балансировочный козел

Для этого понадобится железяка в виде перевернутой буквы "П", на которую кладут ось колеса. Для того, чтобы ось свободно вращалась, с каждого края предусмотрена пара подшипников. В результате точность балансировки получается очень высокая, ничем не хуже чем на специальных станках, которые вращают колесо. А если принять во внимание, что подобные станки расчитаны в основном на автомобильные колеса, то подобная "ручная" балансировка может оказаться в большинстве случаев более точной.

Процесс балансировки очень простой. Нам нужно добиться, чтобы вращающееся колесо останавливалось в случайным образом, а не всегда одним и тем же участком вниз. Впрочем, пока существует более тяжелый участок колеса, это будет заметно не только по метке на остановившейся покрышке, но и по тому, что после остановки колесо будет стремиться вращаться в обратную сторону, чтобы самый тяжелый участок покрышки оказался внизу.

Поэтому слегка раскручиваем колесо, чтобы долго не ждать пока оно остановится. Затем смотрим на его поведение. Если существует четко заметная тяжелая часть покрышки, то приклеиваем на противоположную сторону свинцовый груз, желательно одинаковый по обе стороны колесного диска. Повторяем раскручивание. Если теперь более тяжелая часть колеса находится как раз там, куда мы прицепили груз, то он слишком тяжелый. Если же груз все равно сверху после остановки колеса, то этот груз мал и нужно чуть добавить. Идеально сбалансированным колесо считается тогда, когда после его остановки балансировочных груз всегда оказывается в разных положениях относительно нижней точки колеса. Замечу, что всегда стремиться к идеальному балансу особо не имеет смысла, так как при эксплуатации на дорогах плюс/минус пять грамм дисбаланса особо не заметны, а на треке на каждом быстром круге теряется столько резины, что говорить о сохранении идеального баланса безсмысленно.


Автор:
 

15 ответов в “Балансировка колеса”

  1. solo ответил:

    э-э-э-э-э, Леха, это ты сам придумал?

  2. Алексей ответил:

    solo, нет конечно. Ты же знаешь, что что-то самому придумать в Швейцарии можно, но затем купить это за границей получается дешевле. Я тут интересовался ценами на металл, думал приехать к тебе центральную подставку сварить. В итоге получается, что купить готовую в Германии дешевле. 🙂

  3. solo ответил:

    я не о ценах. просто немного странно звучит описание процесса.
    1. колесо весит несколько КГ, а вес грузиков, которые туда цепляют при стандартной балансировке измеряется граммами. неужели подобная конструкция имеет настолько малое трение, что дисбаланс в десятые доли процента будет приводить к тому, что колесо провернется тяжелой стороной вниз?
    2. если да, то нахиба его вообще крутить? на балансировочном станке крутят, чтобы центробежная сила усилила дисбаланс. а тебе зачем? если сопротивление достаточно мало, то оно и без вращения само должно тяжелым вниз поворачиваться. если сопротивление для этого слишком велико, то оно после вращения будет застревать как угодно (при условии достаточно маленького дисбаланса).

    к чему это я? ты результат подобной балансировки на станке проверял? мне сугубо интуитивно кажется что вряд ли оно будет действительно лучше.

  4. Алексей ответил:

    solo, после нового года буду монтировать слик на джиксер, если не лень ехать в Цюрих, то будет возможность увидеть весь процесс своими глазами. 🙂

    1. Да, эти несколько грамм дают неплохой крутящий момент, так как плечо момента что-то около 10″ (17″ + резина и все это пополам). Т.е. ось на подшипниках проворачивается легко.

    2. Достаточно повернуть градусов на 90 и опрустить. Хотя когда крутишь, то как правило самая тяжелая часть не осиливает полный оборот недалеко от верхней точки и колебания колеса более могучие по амплитуде. Т.е. все то же, но дисбаланс более заметен.

    3. Нет, не проверял. Но колеса, отбалансированные таким образом, нормально переносят максималку на треке. Поэтому качество балансировки можно считать приемлимым.

  5. Алексей ответил:

    Видео с описанием процесса на английском языке

  6. kickstarter.org ответил:

    цеплять грузики сначала лучше или на пластилин или вообще малярным скотчем крепить, не приклеивая. Часто приходится снимать-перевешивать-откусывать лишнее..

    solo, на подставке, куда кладётся ось, смонтирована пара хороших подшипников с обеих сторон. Ось крутится вместе с колесом на этих подшипниках, точность получается выше чем на «промышленных» балансировочных станках. После балансировки на электронном динамическом такая приспособа часть показывает остаточный диспбаланс.. 🙂 Так что на мото про балансировку на электростанках забыл давно..

  7. Алексей ответил:

    Да, сначала на скотч. Мне было лень его искать поэтом я клеил на… солидол. 🙂 Не могу рекомендовать данный способ, потому что он продиктован исключительно ленью и наличием открытой банки солидола в пределах досягаемости. Кстати, забыл сказать, что в любом случае перед окончательным приклеиванием грузиков поверхность нужно обезжирить. Подойдет бензин, средство для чистки тормозных дисков, ацетон и т.д.

  8. kickstarter.org ответил:

    угу, мазать солидолом, а потом оттирать его.. 🙂
    Кстати на голом диске, когда правил его на этом станочке, даже капли воды влияли на балансировку..

  9. Maxz ответил:

    Хотел бы добавить, что балансировать колесо нужно в сборе с тормозными дисками. И еще — на резине есть отметка, где находится ее самое тяжелое место. Нужно забортовать колесо так, чтоб эта метка совпала с ниппелем. Иногда бывает так, что после этого даже балансировать не нужно 🙂

    Вот интересные ссылки про разборку, сборку и балансировку:
    http://www.youtube.com/watch?v=0Pfp2Z9k0n0 — разборка
    http://www.youtube.com/watch?v=AerHAYs435s — сборка
    http://www.youtube.com/watch?v=8WHkSPZJ3fI — балансировка

  10. kickstarter.org ответил:

    Maxz, метка на покрышке наверное всё-таки обозначает лёгкое место? 😉

  11. Maxz ответил:

    а я что написал?
    извините, был напуган )))

  12. k-dmitriy ответил:

    в этом видео

  13. k-dmitriy ответил:

    в этом видео http://www.youtube.com/watch?v=tYa9EEG3rOM используются dyna beads, как я их назвал, «волшебные шарики» для балансировки колеса. если они так просты в использование, то почему их не используют повсеместно — в чем наепка? вот сайт с принципов действия http://www.dynabeads.ca/HowItWorks.htm

  14. kickstarter.org ответил:

    в том что они вес колеса увеличивают. Причем на внешней стороне.

  15. Алексей ответил:

    k-dmitriy, ничего не знаю насчет этих конкретных dyna beads, но некоторые вместо шариков заливают в колеса жидкость. Типа она тоже должна распределиться как раз так, чтобы у колеса был идеальный баланс. Но это даже чисто теоретически работает только при движении прямо с постоянной скоростью, при разгонах и торможениях получается вращение жидкости/шариков независимо от колеса. На практике я один раз залил в переднее колесо мотоцикла размером 21″ жидкость для устранения прокола, причем залил ее приличное количество, так как прокол был ближе к диску. Расколбасы руля уже на скорости 60 км/ч были просто ужасные. В общем, в автоматическую балансировку колеса я не верю. 🙂

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.