Мотоциклы, их тест драйвы и обзоры, ремонт и тюнинг

Тест- драйвы, обзоры
и ремонт мотоциклов

Мотор GSXR 1000 снова работает, можно чуть покататься по треку. Прогноз погоды обещал солнечную погоду и температуру воздуха не менее 35 градусов. Но несмотря на это на мотоцикле был оставлен комплект покрышек Dunlop D209 Soft на переднем колесе и Dunlop D211 Medium на заднем, который успешно работал при температуре воздуха +6 градусов и мокром асфальте. Лень – страшный двигатель прогресса, кроме этого у меня появилась возможность рассказать, почему именно такие покрышки в жару использовать не нужно.

Для начала покрышки были надуты стандартным для меня начальным давлением 2.0 атмосферы и 1.4 атмосферы в переднюю и заднюю соответственно на холодную. Первая сессия показала некоторые проблемы с торможениями в поворотах (вилка вибрировала) и замер давления сразу же после возврата в питлейн показал увеличение давления на 0.5 атмосферы в обоих покрышках. Замер температуры покрышек показал 80 градусов для задней – это отлично для относительно холодного утра в 9:00. Поэтому давление 1.9 атмосфер было оставлено, несмотря на рекомендации производителя покрышки ездить при давлении 1.3…1.6 атмосферы на горячую. С передним колесом все сложнее – температура те же 80 градусов, завышенное давление, кампаунд который в принципе не подходит для абразивного асфальта и жаркой погоды. Вибрации на торможениях – это срывы покрышки, которые ловит хорошо настроенная под меня вилка. Чтобы попытаться убрать эту проблему затягиваю демфирование отбоя на три клика, давление в передней покрышке не меняю и выезжаю на следующую сессию.

Вот собственно видео этой поездки, разбитое на части, потому что youtube не разрешает заливать видео длиннее 10 минут.

Вторая сессия показала значительное улучшение в плане вибраций на торможении, поэтому углы наклона возрасли. И появилась похожая вибрация на вилке просто на открытии газа после апекса. По состоянию резины на боках покрышки – скользит наружу, так как разлохмачено в продольном направлении, если смотреть по направлению вращения. Один клик затяжки в hard демфирования компрессии и уменьшение давления до 2.3 атмосфер на горячую убирают проблему вообще. В итоге покрышки работают вот так.

Dunlop D211 Medium  Dunlop D209 Soft

После просмотра видео и фото покрышек можно задать вопрос: «Так в чем же проблема с покрышками?» Так вот, графики торможения в среднем показывают целых -0.7 могучих g на вертикальном торможении. Это почти столько же, сколько можно получить с этой же покрышкой на мокром асфальте при +6 градусах в марте месяце. Это несмотря на то, что при агрессивном торможении мотоцикл весь раскачивается из стороны в сторону. В общем, держак на торможении не то, чтобы совсем никакой, но заставляет задуматься о необходимости выбора более правильного кампаунда. С другой стороны – для тренировки треках, где не нужно на каждом круге тормозить со скоростей за 200 км/ч до 50 км/ч чтобы войти в поворот после прямика, этих -0.7g может быть вполне достаточно для торможения.

Один из кругов

Совсем другая ситуация с задней покрышкой. По ощущениям на ней просто ненормальное количество сцепления с асфальтом, даже несмотря на слегка завышенное давление. Объясняется это просто – литровый спортбайк со стандартным мотором может разгоняться с ускорением 1g или даже чуть быстрее только на первой передаче. Т.е. на следующих передачах не все так хорошо и приходится ориентироваться на разгоны порядка 0.5g. Мягкий кампаунд (хотя в моем случае средний) отлично держит такое ускорение и, по сравнению с жестким кампаундом, срывается более плавно (напомню, что речь идет о не перегретой резине).

Таким образом, даже если нас не волнует финансовая сторона вопроса (мягкие покрышки изнашиваются быстрее жестких), в жару ставить мягкий кампаунд на переднее колесо не нужно – будет плохо. Комплект жесткая передняя покрышка и мягкая задняя – вполне допустим, и даже является официальной рекомендацией для гоночных покрышек Пирелли. А в основном правило «чем жарче и абразивнее асфальт – тем требуется более жесткий кампаунд» еще никто не отменял. Хотя можно ставить любую резину под любую погоду – просто надо четко представлять, что получится в результате.

Вообще это был тестовый день KTM, где можно было потестировать на треке KTM 1198 RC8 или KTM Super Duke 990. Но радость от того, что GSXR 1000 снова в строю, затмила желание покататься на RC8 на треке (мне он не очень понравился после теста на серпантинах). Да и страховая франчиза в 1500 евро тоже как-то не внушала оптимизма.

KTM RC8

Но в полдень я уже не мог переносить жару и потихоньку начал подыхать, прекращая сессии чуть раньше (вот он секрет отсутствия перегрева покрышек). В итоге времена круга выглядят вот так:

Сессия 1 Сессия 2 Сессия 3 Сессия 4 Сессия 5
1    01:40.20
2    01:31.60
3    01:28.40
4    01:29.40
5    01:29.20
6    01:29.40
7    01:30.80
 
1    01:35.00
2    01:28.20
3    01:27.80
4    01:24.20
5    01:25.20
6    01:25.00
7    01:27.00
8    01:25.60
9    01:26.80
10    01:28.00
 
1    01:29.40
2    01:25.80
3    01:25.80
4    01:27.40
5    01:26.00
6    01:27.80
7    01:27.20
 
1    01:38.40
2    01:30.60
3    01:22.60
4    01:27.60
5    01:27.60
6    01:27.40
7    01:32.60
 
1    01:54.60
2    01:38.20
3    01:27.40
4    01:27.60
5    01:27.00
6    01:26.60
7    01:24.60
 

Несмотря на тяжелые погодные условия данный выезд не прошел бесполезно – вспомнил как рулится спортбайк, убедился что еще помню, что надо крутить в подвеске. Из негатива – только убитые коленные слайдеры и чертова жара. Но разброс времен кругов все еще очень велик — надо больше тренироваться.

А теперь пойдут слайды…. без комментариев….

Возможно позже я не поленюсь, и добавлю еще видео, и остальные фотографии….

 


Автор:
 

11 ответов в “Anneau du Rhin 2010”

  1. kickstarter.org ответил:

    понравилась потасовка на видео! Хорошо получилось.

  2. s4o ответил:

    о, и объектив пригодился. фотки — супер! 🙂

  3. Алексей ответил:

    kickstarter.org, надо бы еще найти экстренное торможение, когда я поздно заметил медленный мотоцикл на входе в поворот после прямика. 🙂

    s4o, да! Объектив супер, фотограф тоже! 🙂 20 июля трековые профи-фотографы выложат свои шедевры, можно будет сравнить у кого лучше получилось.

  4. a.leo.pard ответил:

    Данные на графиках с GPS трека?

  5. Алексей ответил:

    a.leo.pard, да, из GPS логгера на руле.

  6. S1LvER ответил:

    Неплохо покатался 🙂
    Кстати — а в чем проблема была с мотоциклом? Ты наверное писал, тогда заранее извиняюсь за невнимательность ))

  7. Алексей ответил:

    S1LvER, было много мелких проблем, но ничего серьезного. Что не помешало мне купить стетоскоп, измеритель компрессии, гидравлический подъемник и ключи для демонтажа двигателя. 🙂

    В марте сильно нагло выехал — частые блокировки заднего колеса и соответствующие вибрации привели к слетанию трубки вентиляции картера (а может плохо закреплена была). Далее ошибка электроники — клапан в глушителе, который видимо от вибрации тоже перекрыл глушитель. Теперь мотор клапана полностью демонтирован, в павер командер залита карта топлива, которая расчитана на работу мотора без этого клапана. Ну и по мелочам — шум от цепи ГРМ был устранен подтяжкой. Сначала я думал, что распредвал провернуло, но все метки на месте.

  8. S1LvER ответил:

    Ясно ) Я просто помню, были такие глобальные подозрения, что там чуть ли не полдвижка перебрать-заменить придется)) Ну и отлично, что все так хорошо оказалось 🙂

  9. GSC ответил:

    По выше написанному хотел бы оставить комментарий со своим личным опытом. Давно и много читаю Алекса, с чем то согласен, с чем то нет, чего то может не понял, Но! Жутко хотел бы с Вами познакомиться. Мой майл GSC.ipad@gmail.com Постараюсь коротко заинтересовать в знакомстве. Я занимаюсь ШКМГ уже 10 лет, включая перерыв в 7, когда обещал родным, после очередного фатального падения, более не тренироваться. За это время бросил работу, вышел на пенсию и единственная цель это проехать полноценно и не последним чемпионат мира WSBK. За последние 2 года Я провел на треках более 300 дней тренировок. Считаю нужным познакомиться для объединения усилий в том, что бы разобраться как именно ехать время чемпионата мира. К слову в Брно, Я еду 2.07 на стоке бмв, а лучшее время стока 2.04 . Надеюсь хоть как то заинтересовал и мы спишемся.
    Теперь о статье. Из моего опыта, давление 2,5 это чрезмерно для Dunlop. Вибрация точно исчезла бы, снизь вы давление сразу до 2.2-2.3, причем Я после грелок выезжаю на 2.2, и взависимости от температуры воздуха перед может то охладеть до 2.1, то нагреться до 2.3 Дело в том что у этого Danlop жесткий каркас и при повышении давления он неоправданно деревенеет и совсем перестает брать на себя хоть какую то работу по сглаживанию неровностей полотна. Все достается подвеске, а она и не совершенна, да и настраивается не так легко. Кстати например на Мишлене Я перед качаю 2.45 но там каркас сильно мягче и он деформацией сглатывает вибрацию. Но перекачиваю для более быстрой перекладки и избавления от чаттера. Что касается заднего колеса Dunlop, то Я обычно качаю 1.4 , но на рекордное время квалификации 1.2, первые пару кругов ощущается неуверенность в поведении заднего колеса, потом оно перегревается(нагревается до состояния, когда каркас перестает играть) и … Здравствуй рекорд.
    Теперь по мягкости и жесткости компаунда. Я чаще всего тренируюсь , квалифицируюсь и разогреваюсь на перед soft, зад medium. Но на гонку могу поставить оба soft. После 20 мин гонки оба колеса только выбросить. Hard или medium ставлю только для изучения трассы, или для обкатки, или для восстановления после длительного перерыва, или для работы с телеметрией и разными типами прохождения связок поворотов.(анализа) Причем на более жаркую погоду ставлю мягче состав. Это к вопросу мифа о том, что нужно ставить более жесткую резину на более жаркую погоду. Это не так. Я бы даже сказал, по ощущениям, что можно ставить любую резину на любую погоду, но нужно избегать переохлаждения. Перегрев за все время у меня был лишь на квалификационной резине на круге 5-Ом в Oschersleben на этапе чемпионата Германии IDM. Даже при температуре за 38С, софта сзади хватает на 20 минут гонки. По разным составам Я бы ссумировал так свои ощущения: софт хватает на одну-две сессии по 20 минут, медиум 2-3, хард 3-5, причем, у всех трех составов есть круги максимального держака. У софта это первые 3, медиума 5, и у харда первые 6-7 приблизительно кругов супер держак, потом колесо уменьшает сцепные свойства на некоторую величину, которая держиться до окончания колеса. При этом софт в общем держет лучше медиума, а тот лучше харда, но заканчиваются покрышки соответственно. Софт быстрее всего. На чемпионатах Endurance(на выносливость) ехал 45 в среднем минут(весь бак) на медиуме, как раз хватало колеса до смены пилота. Софта бы не хватило, но многие команды, включая пилотов моей едут на харде, мотивируя страхом, что медиум закончиться. Оно и понятно, если колесо кончилось, +4-5 секунд на каждом круге. А исходя из разных свойств покрытия, температуры, замусоренности пылью трассы ветром, либо после ночного дождя, установка харда на почти часовую гонку может быть оправдана для подстраховки. Но держак на медиуме однозначно лучше. И последнее ездил как то приглашенным пилотом на сборы испанской команды БМВ, лидеру местного чемпионата, дали спецкомпаунд Dunlop с Moto GP. Первое впечатление было аховое!!! Я , пытаясь почувствовать момент срыва заднего колеса на выходе из поворота, будучи еще в высоком колене, оторвал передней колесо от асфальта. Но подостыв, и покатавшись три дня сделал вывод, что GP -оный Dunlop довольно таки похож на классический Dunlop слик, но первичный сверх держак длится не 6-7 кругов, а всю жизнь покрышки. В общем это мои выводы, ощущения, знания… В чем то возможно ошибаюсь, ведь до чемпионата мира еще 3 секунды. А они знают все 😉

  10. Алексей ответил:

    Приветствую! Сразу хочу сказать, что проблемы чемпионата мира сейчас со мной обсуждать бессмысленно. У меня сейчас такой период, когда я тоже обещал семье, что некоторое время с треками повременю. Кроме этого, у меня совершенно другой подход к трек-дням. Это не стремление к участию в соревнованиях, а своеобразный отдых. Иными словами, когда на такие развлечения появляются деньги, то время для соревнований безвозвратно упущено.

    >Из моего опыта, давление 2,5 это чрезмерно для Dunlop. Вибрация точно исчезла бы, снизь вы давление сразу до 2.2-2.3
    Чаттер то был только частью проблемы. Основная проблема в неправильном выборе кампаунда. Не должна покрышка после нагрева прибавлять +0.5 атмосферы. Вообще идея такого выбора покрышек возникла при давнем споре с одним человеком насчет софта на переднем колесе. Поэтому холодное давление было выбрано исходя из рекомендаций производителя. После чего было измерено рабочее давление, которое оказалось значительно выше рекомендованного горячего 2.3. Кстати, в тексте про это упоминается.

    А основная проблема в том, что софт на переднем колесе при 35 градусах жары не держит. Да, это против общепринятого мнения, но вот пример торможения, когда переднее колесо начало плыть.
    http://www.youtube.com/watch?v=G1nL5EUoSfw
    На логгере торможение целых -1g. Да, для заднего колеса этого достаточно. А для переднего надо больше. Я уже не помню всех деталей, но вроде бы это торможение было под вечер в тот же день после замены камеры, когда давление было в норме и подвеска тоже.

    Поэтому я согласен по поводу выбора давления, но не могу согласиться, что можно выбирать любой кампаунд для любых условий. Разница будет не только во времени жизни покрышек, но и в давлении. Это не нормально, когда покрышки работают в условиях, когда разница холодного и горячего давления не 0.2..0.3, а значительно больше. Не важно, вызвано это слишком абразивным асфальтом или высокой температурой, но это просто перегрев покрышки. После чего остаются два варианта: ездить на повышенном давлении и нормальной температуре или уменьшить давление и ездить на повышенной температуре. Оба варианта далеки от нормального режима работы покрышки.

    Это тоже мое личное мнение, которое не претендует на абсолютную истину. Т.е. если подвести итог выше сказанному, то я совершенно не против софта в жару на заднем колесе, но категорически против софта на переднем.

    Dunlop с Moto GP — это про спецпокрышки для Moto2? Интересно. А пришлось подстраивать подвеску под другую размерность или особой разницы с 200/55 нет?

  11. GSC ответил:

    Да, это покрышки для Moto2. Мной занималась команда BMW stratos team . Меня попросили не вмешиваться, потому только наблюдал. Плюс они Испанцы. С английским у всех был недочет. Конечные настройки крайне незначительно отличались от моих обычных. Чуть ли не по одному клику разница с теми, которые Я настроил пол Арагон. Хотя измерили изначально все, от длинны аморта до уровня масла в вилке. То есть подошли качественно. У меня в BMW сзади 9,5 пружина спереди две 1.0 , под мой 70 кг вес, поэтому возможно подвеска была довольно подготовлена под мега-слик. Единственное, что меня беспокоит, чего Я не попробовал с Мото2 резиной это ее держак в сверх низких наклонах мотоцикла, невозможных для обычного слика. Возможно там то и была зарыта не найденная собака…

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Регистрация на мотофоруме обеспечит возможность оставлять сообщения на форуме и комментарии в блогах.